
КӦКЪЯМЫСӦД ЮРПАС
ВОСЬМОЙ УРОК
Будущие времена: простое и сложное, их образование. Отдалительный, приблизительный, переходный и предельный падежи, их образование и грамматические значения. Наречия времени и направления. Тексты и упражнения.
Кадакыв. Локтан кадъяс
Глагол. Будущие времена
В коми языке есть два вида будущего времени. Они могут выражаться:
1) особыми глагольными суффиксами -ас и -асны;
2) при помощи сочетания специальных глаголов кутны и
пондыны и инфинитива.
1. Будущее простое время имеет специальные показатели только в формах 3 лица единственного и множественного чисел, в остальных формах для выражения будущего действия применяется форма настоящего времени. Будущее простое обозначает цельное, нечленимое на фазы действие, которое осознаётся как результативное или как бы уже завершённое.
единственное число | множественное число | |
1 лицо | ![]() |
![]() |
2 лицо | ![]() |
![]() ![]() |
3 лицо | ![]() |
![]() |
Примеры:
миянӧ ʻк нам’
сывны ʻтаять’
Нӧдкыв Загадка
Шонді,
тӧлысь)
ордас ʻк’
В формах 1 и 2 лица единственного и множественного чисел будущее действие подразумевается по контексту или передается наречиями аски ʻзавтра’,
аскомысь ʻпослезавтра’,
сэсьаскомысь ʻв день после послезавтра’, досл. затем послезавтра,
регыд ʻскоро’.
2. Специальные глаголы кутны и пондыны обозначают будущее время в сочетании с инфинитивами, они образуют формы сложного будущего времени. В отличие от простого будущего времени, будущее второе обозначает незавершенное, членимое на фазы действие, которое не имеет значения результативности.
единственное число |
множественное число |
|
1 лицо |
ме кута ворсны ʻя буду играть’ |
ми пондам сьывны |
2 лицо |
тэ кутан ворсны |
ті понданныд (пондад) сьывны |
3 лицо |
сійӧ кутас ворсны |
найӧ пондасны сьывны |
ворсны ʻиграть’
сьывны ʻпеть’
Примеры:
ордйысьны ʻсостязаться’
Эмакыв. Ылыстчан, матыстчан, вуджан, воан вежлӧгъяс
Существительное. Отдалительный, приблизительный, переходный, предельный падежи
Киров -сянь Сыктывкар -ӧдз
1. Ылыстчан вежлӧг отдалительный падеж делатив |
-сянь |
|
Существительные в отдалительном падеже отвечают на вопросы кысянь?, мыйсянь? ʻоткуда?, с какого пункта, места?’ и обозначают:
1) пункт, от которого отдаляется, отходит другой предмет: карсянь ʻот города’. Существительные переводятся на русский язык сочетаниями существительных в родительном падеже с предлогами от, с.
Примеры:
зэр ʻдождь’
2) обозначают время, тот момент, с которого начинается или совершается действие; существительные отвечают на вопрос корсянь ʻс какого времени?’, например:
ар ʻосень’
велӧдан ʻучебный’
! К сведению: Льӧмъю от льӧм ʻчерёмуха’ +
ю ʻрека’ = ʻчерёмуховая речка’.
3) обозначают лицо, от кого что-то получают, принимают, от кого что-то зависит (при этом субъекты действия в ситуации обычно пассивны, они являются слушателями, получателями):
Петыр шуӧ: «Чолӧм Габӧсянь». ʻПётр говорит: «Привет от Габэ»’.
Ен ʻбог’
морт ʻчеловек’
4) место, из которого исходит другой предмет; при этом отдалительный и исходный падежи выражают одно и то же значение,
например:
«
–
–
гора ʻгромкий’
Кола кӧдж ʻКольский полуостров’
2. Матыстчан вежлӧг приблизительный падеж аппроксиматив |
-лань |
|
Существительные в приблизительном падеже с суффиксом -лань отвечают на вопросы мыйлань ʻв сторону чего?’, кодлань ʻв сторону кого?’ и обозначают:
1) пункт, предмет, к которому или в сторону которого направлено движение предмета или лица; на русский язык слова переводятся сочетаниями существительных в дательном падеже с предлогом «к» — мунны школалань ʻидти к школе’,
например:
матыстчыны ʻприближаться’
шыр ʻмышь’
бергӧдчыны ʻповернуться’
видзӧдны ʻсмотреть’
2) время, момент времени, приблизительный период, к которому подходит время действия глагола, например:
рытлань ʻк вечеру’
вой ʻночь’
3) животное, лицо, человек, который похож на другого или напоминает его, например:
–
–
кычан ʻщенок’
энь (
пон) ʻсука (собака)’
чужӧмнас ʻлицом’
юрси рӧмнас ʻцветом волос’
3. Воан вежлӧг предельный падеж (терминатив) |
-ӧдз |
|
Существительные в предельном падеже (терминативе) на русский язык переводятся сочетаниями существительных в родительном падеже с предлогом до: велӧдчыны инженерӧдз ʻвыучиться на инженера’. Слова в терминативе (предельном падеже) с суффиксом -ӧдз отвечают на вопросы мыйӧдз? ʻдо чего?’, кодӧдз? ʻдо кого?’ и обозначают:
1) конечный пункт, точку, предел движения предмета:
гӧгӧр ʻоколо’
2) временной предел, время, до которого осуществляется действие:
рытӧдзыс ʻдо вечера’
3) социальное положение, должность или звание, которые достигает человек; существительные употребляются с глаголами воны ʻдойти’,
быдмыны ʻдорасти’,
велӧдчыны ʻвыучиться’,
кыпавны ʻподняться’.
Примеры:
быд лючки ʻкаждый нормальный’
4. Вуджан вежлӧг переходный падеж пролатив |
-ӧд -ті |
’ваті ʻпо воде’, муӧд ʻпо земле’
|
сынӧд ʻвоздух’
подӧн ʻпешком’
вокӧс ʻбрата’, -ӧс — суффикс винительного падежа
Существительные в пролативе (переходном падеже) имеют суффиксы -ӧд и -ті, обозначают место, где и по чему совершается действие. Причем суффикс -ӧд выражает место, по поверхности которого происходит действие, а суффикс -ті выражает место протекания действия и по его поверхности и внутри, в среде: — сынӧдті лэбны ʻпо воздуху лететь’, ваті уйны ʻпо воде и в воде’, вӧрті мунны ʻпо лесу идти’, туйті восьлавны ʻпо дороге шагать’.
Существительные в переходном падеже на русский язык переводятся сочетаниями существительных в дательном падеже с предлогом «по»: гуляйтны карті ʻгулять по городу’.
Нӧдкыв
Лэбалан /
самолёт /
ероплан)
ныра ʻс носом’
лэбач ʻптица’
Када урчитанъяс
Наречия времени
ВОЙДӦРЛУН ʻпозавчера’
ТӦРЫТ ʻвчера’
ТАЛУН ʻсегодня’
АСКИ ʻзавтра’
АСКОМЫСЬ ʻпослезавтра’
Кытчӧ мунны?
водзӧ ʻвперёд’
веськыда ʻпрямо’
шуйгавылӧ ʻвлево’
веськыдвылӧ ʻнаправо’
бӧрӧ,
мышкӧ ʻназад’
Лыддянторъяс
–
–
–
–
шулывлыны ʻговорить время от времени’
дерт ʻконечно’
вежӧртны ʻзначить’
пес ʻдрова’
пасйыны ʻобозначать’
удждыны ʻодолжить’
ортсысяньыс ʻвнешне, по форме’
пырысь-пыр ʻсразу’
вежӧртас ʻзначение’
шуӧм ʻвыражение’
(
шыр ʻмышь’
пес ʻдрова’
керавны ʻрубить’
ёль ʻручей’
вуджны ʻперейти’
идзас ʻсоломинка’
пос ʻмост’
вензьыны ʻспорить’
водзас ʻсперва, первым’
чегны ʻсломаться’
медбӧрын ʻв итоге’
шӧр ʻсередина’
серавны ʻсмеяться’
потны ʻлопнуть’
ӧтлаын ʻвместе, сообща’
вӧйны ʻутонуть’
Юсь (Михаил Лебедев)
шонді ʻсолнце’
мед ʻпусть’
дзирдавны ʻсиять’
тырны ʻнаполняться’
нюмъявны ʻулыбаться’
ру ʻтуман’
быдӧн ʻкаждый’
восьлавны ʻшагать’
шондіа ʻсолнечный’
вевттьывны ʻзакрыть, заслонить’
—
—
—
—
—
—
—
—
* миянлысь ʻу нас’; -лысь – суффикс притяжательного падежа.
кӧрт туй ʻжелезная дорога’
туйморт керка ʻгостиница’
сэтысь ʻоттуда’
подӧн ʻпешком’
шыӧдчыны ʻобратиться’
сувтланін ʻостановка’
овмӧдчыны ʻпоселиться’
кӧлуй ʻвещи, багаж’
Куслытӧм би ʻВечный огонь’
мунны 1) ʻидти’, 2) ʻехать’
заводитчыны ʻначинаться’
котравны ʻбегать’
вичко ʻцерковь’
двореч ʻдворец’
СКУ (Сыктывкарса канму университет) ʻСГУ (Сыктывкарский государственный университет)’
пинь весавны ʻчистить зубы’
вежсьыны ʻпереодеваться’
серпаскуд ʻтелевизор’ (неол.)
вежсьыны ʻпереодеться’
мыськыны ʻмыть’
ӧтлаын ʻвместе’
бус чышкыны ʻвытирать пыль’
исласьны ʻкататься на лыжах’
лызьӧн ʻна лыжах’
лӧсьыд ʻприятно’
пажнайтны ʻобедать’
шылада-драмаа ʻмузыкально-драматический’
джодж ʻпол’
Юалӧмъяс Вопросы
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Уджъяс Упражнения
1 удж. Напишите словарный диктант, приведите коми эквиваленты следующих слов:
работать, отдыхать, понимать, говорить по-коми, вечером, днём, первый, второй, перевозить, приходить, уходить, болеть, вставать, умываться, на севере, на юге, на западе, сегодня, завтра, спешить, курить, кушать, пить, знать.
2 удж. Используя известные способы передачи чужой речи в коми языке, перескажите текст «Кыдзи мунны «Югӧрӧдз»?
3 удж. Употребите глаголы в предложениях в формах простого будущего времени.
Образец:
1)
4 удж. Приведённые в 3 упр. предложения преобразуйте в предложения с глаголами в сложном будущем времени с глаголами кутны и пондыны.
Образец:
5 удж. Перепишите, вставляя в пропуски суффиксы необходимых падежей, отвечающих на вопросы (в скобках).
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
6 удж. Ответьте письменно на следующие вопросы, употребив глаголы в формах будущего сложного времени.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
7 удж. Составьте сообщение «Менам шойччан лунӧй», употребляя слова во всех известных вам падежах.
8 удж. Употребите необходимые существительные, данные ниже в скобках, в отдалительном падеже.
1)
2)
3)
4) ......................
5)
6)
9 удж. К приведенным слева предложениям подберите необходимые по смыслу части из правой колонки, употребив слова в формах необходимых падежей.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
10 удж. Образуйте вопросительные предложения, относя вопросы к выделенным словам, используйте различные вопросительные местоимения в нужной падежной форме.
1)
2)
3)
4)
5)
6) «
7)
8)
9)
10)
11 удж. Комиӧдӧй сёрникузяяс. Переведите на коми язык предложения.
1.
1) Завтра вечером я буду уже лететь в сторону Москвы.
2) В день отдыха дети будут кататься на лыжах, сидеть вокруг костра, петь.
3) Вечером к нам придут родственники пить чай.
4) Туристы из Кирова скоро поселятся в гостиницу «Югӧр».
5) Что будут делать туристы в Сыктывкаре?
2.
1) От Усть-Кулома до Сыктывкара автобус едет 3 часа.
2) От Воркуты до Сыктывкара летают самолёты и ходят поезда.
3) По небу летают птицы, по лесам бегают зайцы, медведи, лисы.
4) От железнодорожного вокзала отходит поезд в сторону Микуня.
5) Ученики учатся с восьми часов тридцати минут до четырнадцати часов пятнадцати минут.
6) С утра до вечера завтра мы будем работать в школе.
7) Пырас – старинное название города Котлас в коми языке.
8) Значение слова Пырас – ʻвход’, место, откуда начинался Коми край.