
ДАСӦД ЮРПАС
ДЕСЯТЫЙ УРОК
Сложные предложения с подчинительными условными. Соотносительная частица то. Словообразовательные суффиксы -ысь, -ӧм и -ан, образующие существительные от глагольных основ. Послелоги иных разрядов. Анкета. Тексты и упражнения.
Условие петкӧдлысь сёрникузяяс
Условные предложения
В коми языке предложения, выражающие условие, образуются при помощи частицы кӧ, которая может стоять как перед глаголом, так и после него, но никогда не стоит в самом начале предложения или фразы.
Примеры:
шогӧ усьны ʻпопасть в беду’
тӧдмавны ʻузнать’
Нӧдкыв
Зэр)
----------------- КӦ ------------------, ТО --------------------
Обычно частица кӧ образует условные придаточные предложения, в этом случае часто употребляется соотносительная частица то в главной части сложноподчиненного предложения. Однако употребление этой частица в речи не является обязательным, т.к. общий смысл высказывания ясен и без неё.
Примеры:
нимавны ʻпрославиться’
кыв сетны ʻобещать’
Шмонь
—
—
Эмакыв артмӧдан суффиксъяс
Словообразовательные суффиксы существительных
В коми языке употребляется много отглагольных существительных, которые образуются от основ глагола при помощи продуктивных суффиксов -ысь, -ӧм и -ан.
1) -ысь Суффикс, присоединяясь к основе глаголов, образует существительные со значением ʻимя действователя, деятеля’, например, гиж-ны ʻписать’ →
гижысь ʻписатель’. Существительные обычно обозначают профессию людей. В русском языке им соответствуют или существительные (танцор, писатель), или причастия на -щий, -ющий (работающий).
Примеры:
овны ʻжить’ →
олысь ʻжитель’
висьны ʻболеть’ →
висьысь ʻбольной’
велӧдны ʻучить’ →
велӧдысь ʻучитель, преподаватель’
велӧдчыны ʻучиться’ →
велӧдчысь ʻученик, учащийся, студент’
вӧравны ʻохотиться’ →
вӧралысь ʻохотник’
веськӧдлыны ʻруководить’ →
веськӧдлысь ʻруководитель’
юравны ʻверховодить’ →
юралысь ʻглава’
сьывны ʻпеть’ →
сьылысь ʻпевец, певица’
йӧктыны ʻтанцевать’ →
йӧктысь ʻтанцор, танцовщица’
вузасьны ʻзаниматься продажей’ →
вузасьысь ʻпродавец; купец’
пусьыны ʻварить’ →
пусьысь ʻповар’
уджавны ʻработать’ →
уджалысь ʻрабочий, работник, работающий’
пӧрӧдчыны ʻзаниматься валкой леса’ →
пӧрӧдчысь ʻвальщик, лесоруб’
бурдӧдны ʻлечить’ →
бурдӧдысь ʻврач’
кывбуравны ʻсочинять стихи’ →
кывбуралысь ʻпоэт, поэтесса’
—
—
Часто существительные с суффиксом -ысь, образуясь от основ глаголов, управляют зависимыми от них существительными, например: вӧр лэдзны ʻзаготовлять лес’ →
вӧр лэдзысь ʻлесозаготовитель’. Они выражают единое понятие, имеют самостоятельное лексическое значение. Поэтому целесообразно вначале запомнить глагольные словосочетания, а затем уже существительные на -ысь.
Примеры:
вӧр пӧрӧдны ʻвалить лес’ →
вӧр пӧрӧдысь ʻлесоруб’
скӧт видзны ʻвыращивать скот’ →
скӧт видзысь ʻживотновод’
кӧр видзны ʻдержать оленей’ →
кӧр видзысь ʻоленевод’
му вӧдитны ʻобрабатывать землю’ →
му вӧдитысь ʻземледелец’
мусир перйыны ʻдобывать нефть’ →
мусир перйысь ʻнефтяник’
биару перйыны ʻдобывать газ’ →
биару перйысь ʻгазовик’
из шом перйыны ʻдобывать уголь’ →
из шом перйысь ʻшахтёр’
веськӧдлысьӧс вежны ʻзамещать начальника’ →
веськӧдлысьӧсь вежысь ʻзаместитель начальника’
Примеры:
2) -ӧм Суффикс, присоединяясь к основе глаголов, образует существительные с обобщённым значением ʻимя действия’, например: тӧдмасьны ʻзнакомиться’ →
тӧдмасьӧм ʻзнакомство’. В русском языке им часто соответствуют отглагольные существительные с суффиксом -ение, -ние:
локны →
локтӧм ʻвозвращение’. Практически от каждого глагола в коми языке можно образовать такие существительные.
Примеры:
овны ʻжить’ →
олӧм ʻжизнь’
кувны ʻумирать’ →
кулӧм ʻсмерть’
висьны ʻболеть’ →
висьӧм ʻболезнь’
сьывны ʻпеть’ →
сьылӧм ʻпение’
йӧктыны ʻтанцевать’ →
йӧктӧм ʻтанец’
шойччыны ʻотдыхать’ →
шойччӧм ʻотдых, процесс отдыха’
уджавны ʻработать’ →
уджалӧм ʻработа, процесс работы’
узьны ʻспать’ →
узьӧм ʻсон, процесс сна’
вӧравны ʻохотиться’ →
вӧралӧм ʻохота’
аддзысьны ʻвстретиться’ →
аддзысьӧм ʻвстреча’
корны ʻпросить’ →
корӧм ʻпросьба, приглашение’
ёртасьны ʻдружить’ →
ёртасьӧм ʻдружба’
Часто отглагольные существительные с суффиксом -ӧм также управляют зависимыми от них словами. Поэтому следует запоминать глагольноименные сочетания и образованные от них существительные.
чери кыйны ʻловить рыбу’ →
чери кыйӧм ʻловля рыбы, рыболовство’
вӧр лэдзны ʻзаготавливать лес’ →
вӧр лэдзӧм ʻзаготовка леса’
скӧт видзны →
скӧт видзӧм ʻскотоводство’
кӧр видзны →
кӧр видзӧм ʻоленеводство’
му вӧдитны ʻобрабатывать землю’ →
му вӧдитӧм ʻземледелие’
из шом перйыны ʻдобывать уголь’ →
из шом перйӧм ʻдобыча угля’
вӧр-ва видзны ʻохранять природу’ →
вӧр-ва видзӧм ʻохрана природы’
Примеры:
—
—
дерт ʻконечно’
йылысь ʻо, про’
потшӧс ʻизгородь’
мойд ʻсказка’
вож ʻответвление’
бӧрас =
бӧрын
3) -ан Отглагольные существительные с суффиксом -ан могут иметь как обобщённое значение «имя действия», так и конкретные значения, указывающие на определённый предмет.
а) Существительные с -ан имеют отвлечённое, абстрактное значение ʻимя действия, процесса’, как и рассмотренные выше существительные с -ӧм ( велӧдчӧм ʻучёба’). Отличие их в том, что существительные с суффиксом -ан употребляются в роли определения, т.е. стоят перед определяемым словом, например,
велӧдчӧм ʻучёба’ ↔
велӧдчан во ʻгод учёбы, учебный год’; Студентъяслӧн велӧдчӧмыс заводитчӧ кӧч тӧлыссянь ↔ Студентъяслӧн велӧдчан воыс заводитчӧ сентябрсянь.
Существительные с -ан часто употребляются перед словами, указывающими на время: лун ʻдень’,
кад ʻвремя’,
пӧра ʻпора, время’,
час ʻчас’,
здук ʻмиг, небольшой промежуток времени’,
кадколаст ʻпромежуток времени, период’.
Примеры:
уджавны ʻработать’ →
уджалан кад ʻвремя работы’
шойччыны ʻотдыхать’ →
шойччан пӧра ʻвремя отдыха’
чужны ʻродиться’ →
чужан лун ʻдень рождения’
чеччыны ʻвстать’ →
чеччан кад ʻвремя подъёма’
гуляйтны ʻгулять’ →
гуляйтан час ʻчас прогулки’
вӧравны ʻохотничать’ →
вӧралан кадколаст ʻсезон охоты’
Сочетания отглагольных существительных с другими существительными могут обозначать место, орудие и средство действия, а также коллектив людей.
Примеры:
чери кыйны ʻловить рыбу’ →
чери кыян инъяс ʻместа рыбалки’
кӧлуй вурны ʻшить одежду’ →
кӧлуй вуран ем ʻигла для шитья одежды’
сьывны ʻпеть’ →
«Асъя кыа» сьылан да йӧктан ансамбль ʻансамбль песни и пляски’
асъя кыа ʻутренняя заря’
йӧктыны ʻтанцевать’
► Сигудӧк – ʻкоми народный музыкальный инструмент с волосяными струнами’
б) Другие существительные с суффиксом -ан обозначают конкретные предметы быта, орудия, инструменты, различные предметы домашней утвари.
Примеры:
сынавны ʻрасчёсывать’ →
сынан ʻгребешок, расчёска’
шырны ʻстричь’ →
шыран ʻножницы’
сьывны ʻпеть’ →
сьылан ʻпесня’
рӧмпӧштан ʻзеркало’
ворсан ʻигрушка’
жыннян ʻколокол/колокольчик’
восьтыны ʻоткрывать’ →
восьтан ʻключ’
косӧдчыны ʻобсушиться, вытираться’ →
косӧдчан ʻполотенце’
пывсьыны ʻпариться’ →
пывсян ʻбаня’
Пывсян лунӧ ми мунам пывсянӧ.
мыссьыны ʻумываться’ →
мыссян ʻрукомойник’
Кывбӧръяс
Послелоги (продолжение)
Послелоги в коми языке, кроме пространственных и временных отношений, могут выражать также и причинные, сравнительные, выделительные, количественные отношения.
Послелог йылысь имеет значение ʻо, про’, он обозначает предмет речи, тему разговора, художественного произведения и т.п.:
—
—
тӧдмавны ʻузнать’
мый йылысь ʻо чём’
Послелоги вӧсна ʻиз-за/за’ и
понда ʻпо причине’ обозначают причину действия, например, висьӧм понда/вӧсна ʻиз-за, по причине болезни’.
тӧждысьны ʻзаботиться’
Послелоги кодь и моз обозначают сравнение с чем-либо, с кем-либо.
КОДЬ ʻкак / как будто / подобно’, например:
би ʻогонь’
збой ʻбойкий’
полысь ʻбоязливый’
видны ʻругать’
ош ʻмедведь’
► Характерно то, что сочетания существительных с послелогом кодь употребляются в именных предложениях, где сказуемое не глагол, оно выражено обычно качественным прилагательным:
руч ʻлиса’
МОЗ ʻкак, подобно, как будто’.
Сочетания существительных с послелогом моз употребляются в предложениях со сказуемым, выраженным глаголом, например:
уджавны машина моз ʻработать, как машина’,
уявны чери моз ʻплавать, как рыба’.
визув ʻтекучий, быстрый (о воде)’
сийӧсасьны ʻнадеть хомут на себя’
Послелоги пиысь ʻиз числа’,
пиын ʻв числе’,
лыдын ʻв числе’,
лыдысь ʻот числа’,
лыдӧ ʻв число’ обозначают количественные отношения или отношения части к целому.
Примеры:
тіян пиысь ʻиз вас’
Послелоги ордӧ ʻк кому-л.’ —
ордын ʻу кого-л.’ —
ордысь ʻот кого-л.’ обозначают местоположение со значением одушевлённости лиц, отношения к лицу или группе лиц; они синонимичны с послелогами дорӧ — дорын — дорысь, например:
«
сёрӧн ʻпоздно’
воча чой ʻдвоюродная сестра’
Лыддянторъяс
ГИЖАМ АНКЕТАЯС
Ӧтуввез инпас: lyjurov@komіmu.ru
Таттян
Петрова
эньлов
роч
шӧр
пельшер
petrova@komіmu.ru
ачым ʻя сам’
арӧс ʻгод в значении возраста’
шӧр школа ʻсредняя школа’
ай-мам =
бать-мам ʻродители’
чоя-вока ʻбратья-сёстры’
инпас ʻадрес’
гортса сёрнитчан ʻдомашний телефон’
ӧтуввез ʻИнтернет’
ас инув ʻсобственный сайт’
—
—
—
—
—
—
Юалӧмъяс Вопросы
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
лун чӧж ʻцелый день’
кызны ʻкашлять’
ывла вылын ʻна улице’
ты ӧдӧм ʻвоспаление лёгких’
тӧла ʻветрено’
шогсьыны ʻбеспокоиться’
кӧдздӧдны ʻпохолодать’
туруна ʻтравяной’
айлов ʻмужчина’
ӧмидза ʻмалиновый’
пӧрысь мам ʻбабушка’
кутшӧм паськӧма ʻв какой одежде’
норасьны ʻжаловаться’
бурдны ʻпоправиться’
голя ʻгорло’
висьысь ʻбольной’
Юалӧмъяс Вопросы
1)
2)
3)
4)
5)
6)
войтырсикаса ʻпо национальности’
каръяс лыдысь ʻиз числа городов’
быдмыны ʻрасти’
кокньыд ʻлёгкий’
ывлару =
поводдя ʻклимат, погода’
шӧрин ʻцентр’
юрсикт ʻрайонный центр’
вож ʻтерритория бассейна реки’
вотчӧм ʻсбор грибов и ягод’
кытш ʻокруг’
Кола кӧдж ʻКольский полуостров’
войтыр ʻнарод, нация’
Уджъяс Упражнения
1 удж. Напишите словарный диктант, приведите коми соответствия следующим словам:
петь, танцевать, ловить рыбу, добывать нефть, встреча, жизнь, смерть, болезнь, охотник, рыбак, больной, житель Коми республики, житель Сыктывкара, одеваться, кашлять, простуда, врач, зеркало.
2 удж. Из двух простых предложений образуйте сложноподчинённые условные.
Образец:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
3 удж. Вставьте в пропущенные места необходимые отглагольные существительные, обозначающие род занятий, профессию людей.
1)
2)
3)
4) «
5)
6)
7)
8)
4 удж. Впишите в пропуски необходимые по смыслу существительные с суффиксом -ысь.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
5 удж. Ответьте на вопросы, употребив необходимые существительные с суффиксом -ӧм.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
6 удж. Вместо пропущенных слов вставьте подходящие по смыслу существительные с суффиксом -ан в функции определения.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8) —
(
7 удж. Употребите необходимые по смыслу отглагольные существительные или с суффиксом -ысь, или с суффиксом -ан, или с суффиксом -ӧм.
1)
2)
3)
4)
5)
8 удж. Перепишите предложения, употребив необходимые по смыслу послелоги, которые даны ниже в скобках.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
9 удж. Составьте короткую анкету о себе, по образцу текста «Неуна ас йылысь».
10 удж. Комиӧдӧй сёрникузяяс.
1.
1) Если встанешь утром рано, успеешь многое сделать за день.
2) Если бы ученики пришли раньше, то мы бы пошли за город.
3) Учителя и ученики заходят вовнутрь школы.
4) В лесных посёлках живут вальщики леса.
6) У животноводов в сёлах работа очень тяжёлая.
7) На севере работают и живут газовики, нефтяники и шахтёры.
2.
1) Мне очень нравится охота, рыбная ловля и прогулка.
2) Добыча угля и валка леса — очень тяжёлые работы.
3) С середины октября у нас опять начинается учёба.
4) Повесть коми писателя Ивана Торопова «Тян» о большой дружбе и охране природы.
3.
1) Детям необходимо плавать как рыба, бегать как волк, учиться и работать как машина.
2) Один из студентов нашей группы – поэт.
3) Дядя Гаврила хитрый, как лиса.
4) Из числа писателей мне нравится Алексей Попов.
5) Вчера мы ходили к Илье на его день рождения.
6) Из числа учеников седьмого «Б» класса Ваня Плосков самый умный.
7) Слово мусир ʻнефть’ в коми языке образуется из двух корней: му ʻземля’ и сир ʻсмола’.
8) Значение слова мусир легко понять, это ʻсмола из земли’ или ʻземляная смола’.