
ДАС ӦТИӦД ЮРПАС
ОДИННАДЦАТЫЙ УРОК
Усилительно-личные местоимения. Вопросы с отрицательными глаголами. Творительный падеж существительных и его значения. Словообразовательные суффиксы прилагательных -са, -ся, -а, -тӧм. Названия частей тела. Тексты и упражнения.
Тӧдчӧдан морта нимвежтасъяс
Усилительно-личные местоимения
В коми языке есть своеобразная группа местоимений — усилительноличные. В русском языке есть лишь одно такое местоимение – сам, сами, которое в речи без личного местоимения не указывает самостоятельно на лицо, например: ты сам, вы сами. В коми языке усилительно-личные местоимения усиливают значение лица и самостоятельно указывают на конкретные лица и числа. Они образуются от основы ач-, ась- ʻсам’ при помощи известных уже лично-притяжательных суффиксов.
Запомните эти местоимения:
|
единственное число |
множественное число |
1 лицо |
ʻя сам’ |
ʻмы сами’ |
2 лицо |
ʻты сам’ |
ʻвы сами’ |
3 лицо |
ʻон сам, она сама’ |
ʻони сами’ |
Примеры:
—
—
—
—
ньӧбасьны ʻпокупать’
чача лавка ʻмагазин игрушек’
бӧрйыны ʻвыбирать’
катны ʻплыть вверх по реке’
пес ʻдрова’
Соссяна кадакывъя юалӧмъяс
Вопросы с отрицательными глаголами
В коми языке в вопросительных предложениях отрицательные глаголы часто стоят за положительными глаголами и образуют альтернативные вопросы, например, Тэ мунан он? ʻТы пойдёшь или нет?’ Союз или между глаголами не ставится.
Примеры:
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
– А
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
ӧш ʻбык’
мойдны ʻсказывать, рассказать сказку’
да сідз водзӧ ʻи так далее’ сідз водзӧ = с.в.
Эмакыв
Существительное
Керанторъя вежлӧг творительный падеж инструменталь |
-ӧн |
гижны карандашӧн ʻписать карандашом’ |
Коми термин керанторъя ʻинструменталь’ образован от словосочетания керан тор ʻинструмент, то, чем делают’. Творительному падежу существительных коми языка соответствует творительный падеж русского языка; слова переводятся на русский язык существительными в творительном падеже без предлога. Значения инструменталя в коми языке разнообразны.
Существительные в творительном падеже обозначают:
1) орудие, средство совершения действия, например:
шыран ʻножницы’
2) средство передвижения, перемещения, виды транспорта:
додь ʻсани’
3) профессию, род занятий людей (должность, звание), например:
лоны ʻстать’
4) способ действия, меру действия, объект поклонения, восхищения, например:
Машалӧн чужӧмыс югъялӧ нимкодьӧн. ʻЛицо Маши сияет радостью’.
сёян ʻеда’
кӧр ʻзапах’
5) промежуток времени, в течение и пределах которого происходит действие лица или предмета, например:
кык часӧн ʻза два часа’
6) лицо или предмет, совместно с которым или с чем, при помощи которого совершается действие. Обратите внимание на то, что значения № 5, 6 творительного падежа на русский язык переводятся сочетаниями существительных с предлогами ʻза’, ʻс’.
Примеры:
понъясӧн ʻс собаками’
нопйӧн ʻс рюкзаком’
вый ʻмасло’
йӧлӧн ʻс молоком’
Чолӧмалам тадзи
Выражения при поздравлении
В выражениях при поздравлении с днём рождения, с праздниками употребляются существительные в творительном падеже.
Примеры:
–
–
–
– Выль воӧн, выль шудӧн! ʻС Новым годом, с новым счастьем!’
– Зарни кӧлысьӧн! ʻС золотой свадьбой!’
– Эзысь кӧлысьӧн! ʻС серебряной свадьбой!’
– Кӧлысь лунӧн! ʻС днём свадьбы!’
–
Вермӧм лун ʻдень Победы’
Кывберд артмӧдан суффиксъяс
Словообразовательные суффиксы прилагательных
Наиболее часто в коми языке встречаются следующие словообразовательные суффиксы прилагательных: -са, -ся, -а, -тӧм.
Суффикс -са обозначает признак по принадлежности к определённому месту, организации, коллективу: сикт ʻсело’ → сиктса ʻсельский’, сиктса йӧз ʻсельчане’; кар ʻгород’ → карса ʻгородской’, карса улича; театрса премьера ʻтеатральная премьера’; клубса уджалысь ʻклубный работник’; профсоюзса удж ʻпрофсоюзная работа’.
Примеры:
школа + -са → школаса ʻшкольный’ школаса велӧдысь
университет + са → университетса стрӧйбаяс ʻуниверситетские здания’
Вӧрсаӧ, васаӧ, гортсаӧ
вӧрса ʻлеший’
васа ʻводяной’
гортса ʻдомовой’
Суффикс -ся выражает признак по времени, присоединяясь к существительным и наречиям, обозначающим различные временные периоды.
Примеры:
лун ʻдень’ →
лунся ʻдневной’
во ʻгод’ →
вося ʻгодовой’
тӧлысь ʻмесяц’ →
тӧлысся ʻмесячный’
вой ʻночь’ →
войся ʻночной’
ар ʻосень’ →
арся ʻосенний’
гож(ӧм) ʻлето’ →
гожся ʻлетний’
тӧв ʻзима’ →
тӧвся ʻзимний’
талун ʻсегодня’ →
талунся ʻсегодняшний’
таво ʻэтот год’ →
тавося ʻэтого года’
Суоми ʻФинляндия’
шойччӧг ʻотпуск’
кымӧртӧм ʻбезоблачный’
Суффикс -а обозначает признак по обладанию чем-либо (качеством, особенностью, предметом), на русский язык прилагательные часто переводятся сочетанием существительного с предлогом «с», например, бедь ʻпалка’ →
беддя ʻс палкой’.
Примеры:
шонді ʻсолнце’ →
шондіа ʻсолнечный’
Талун луныс шондіа зэв ʻСегодня очень солнечный очень’
тӧв ʻветер’ →
тӧла ʻветренный’
кымӧр ʻоблако’ →
кымӧра поводдя ʻоблачная погода’
зэр ʻдождь’ →
зэра лунъяс ʻдождливые дни’
лым ʻснег’ →
лымъя тӧв ʻснежная зима’
ус ʻус, усы’ →
уска зон ʻпарень с усами’
туша ʻтело’ →
тушаа ʻопределённого роста’
ыджыд тушаа ʻбольшого роста’,
шӧркост тушаа ʻсреднего роста’,
ичӧт тушаа ʻмаленького роста’
юр ʻголова’ →
юра морт ʻчеловек с головой, умный’
вежӧр ʻум’ →
вежӧра уджалысь ʻтолковый работник’
гӧтыр ʻжена’ →
гӧтыра морт ʻженатый человек’
–
Суффикс -тӧм обозначает признак по отсутствию чего-либо; значение суффикса противоположно значению суффикса -а.
Примеры:
шонді ʻсолнце’ →
шондітӧм ʻбез солнца, сумрачный, тёмный’
кымӧр ʻоблако’ →
кымӧртӧм лунъяс ʻбезоблачные дни’
кодзув ʻзвезда’ →
кодзувтӧм ʻбеззвёздный’
лым ʻснег’ →
лымтӧм ʻбесснежный’
ус ʻус’ →
устӧм ʻбезусый’
кӧм ʻобувь’ →
кӧмтӧм ʻбосой’
пась ʻодежда, шуба’ →
пасьтӧм морт ʻголый, неодетый человек’
син ʻглаз’ →
синтӧм ʻслепой’
пель ʻухо’ →
пельтӧм ʻглухой’
пинь ʻзуб’ →
пиньтӧм ʻбеззубый’
вежӧр ʻум’ →
вежӧртӧм ʻбезрассудный’ вежӧртӧм йӧз
тӧлк ʻрассудок’ →
тӧлктӧм ʻбестолковый’ тӧлктӧм морт
пыдӧс ʻдно’ →
пыдӧстӧм ʻбездонный’ пыдӧстӧм саридз
шуштӧм ʻглухой’
Шусьӧг
Пыдӧстӧм пельсаӧ ватӧ кӧть век катлы ʻВ бездонную бочку воду хоть сколько таскай’.
Кыввор
Лексика
Мыгӧр юкӧнъяс
Названия частей тела
Выучите и запомните названия частей тела, т.к. это один из наиболее частотных слоёв лексики коми языка
юр ʻголова’
юрси ʻволосы’
кымӧс,
плеш ʻлоб’
син ʻглаз’
пель ʻухо’
ныр ʻнос’
бандзиб ʻщека’
вом ʻрот’
вом дор ʻгуба’
голя ʻшея’
Тайӧ миян Лена чойным. Юрыс сылӧн абу ыджыд, юрсиыс абу кузь, сьӧд, синмыс руд. Нырыс ичӧтик, вом доръясыс алӧйӧсь. Сійӧ мича нывка.
чуньяс ʻпальцы’
пев ʻбольшой палец’
водз чунь ʻуказательный палец’
шӧр чунь ʻсредний палец’
нимтӧм чунь ʻбезымянный палец’
чаль ʻмизинец’
Лыддянторъяс
ывлару =
поводдя ʻпогода’
пуксьыны ʻнаступать (о времени года, суток)’
шоныд ʻтепло, температура выше нуля’
сэзь ʻясный, безоблачный’
уна рӧма ʻразноцветный’
бобув ʻбабочка’
гожӧм ʻлето’
шуштӧм ʻнеуютный, глухой’
тшап ʻнарядный’
пельк ʻчистый, уютный’
лымъя ʻснежный’
Рӧштво ʻрождество’
пеля ʻчуткий, досл. с ухом’
ылӧ ʻдалеко’
додь ʻсани’
вож ʻоглобля’
пом ʻконец’
ун ʻсон’
поз ʻгнездо’
потшӧс ʻизгородь’
кӧка вой ʻночь, когда поют кукушки’
Нӧдкывъяс
Кык кынӧма, нёль пеля, ӧти вома. ʻС двумя животами, с четырьмя ушами, с одним ртом’. (Юрлӧс) (.....)
Ӧти мамлӧн вит пи да ставныс ӧти нимаӧсь. ʻУ одной матери пять сыновей да у всех одно имя’. (Чуньяс) (.....)
—
—
—
—
Юалӧмъяс Вопросы
1)
пу керка ʻдеревянный дом’
гид-карта ʻхлев’
вевта ʻс крышей’
керка лэптыны ʻдом строить’
пача ʻс печью’
кер ʻбревно’
пемыдгӧрд ʻтёмнокрасный’
тшупны ʻрубить’
сер ʻузор’
струж ʻрубанок’
пывсян ʻбаня’
верстьӧ ʻвзрослый’
—
—
—
— Веськы
— А
—
гӧтыра ʻженатый’
абу тӧдса ʻне знаком’
семъятӧм ʻнесемейный’
юрсиа ʻс волосами’
ныра ʻс носом’
киа ʻс руками’
тӧдмавны ʻузнать’
вывті уна ʻслишком много’
гожся кад ʻлетнее время’
кукань видзны ʻдержать телёнка’
порсь ʻсвинья’
сьӧлӧм вылӧ воны ʻнравиться, быть по сердцу’
Уджъяс
Упражнения
1 удж. Перепишите, вставив в пропуски необходимые усилительно-личные местоимения.
1) –
2)
3) –
4) –
5) – «
6)
7) –
8) –
9) – .........
10) –
2 удж. Употребите необходимые по смыслу существительные в форме творительного падежа.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
3 удж. Образуйте прилагательные от существительных с суффиксом -са и переведите сочетания.
Образец:
4 удж. Прочитайте и переведите сочетания, затем образуйте прилагательные-антонимы с суффиксом -тӧм.
Образец: шондіа лун ʻсолнечный день’ → шондітӧм лун ʻдень без солнца’.
5 удж. Заполните пропуски необходимыми по смыслу суффиксами прилагательных -са или -ся, согласно правилам.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
6 удж. Образуйте от данных существительных прилагательные с суффиксами -а и -тӧм.
Образец: тош ʻборода’ → тошка ʻбородатый’, тоштӧм ʻбезбородый’.
Составьте словосочетания с образованными прилагательными.
7 удж. Употребите подходящие по контексту прилагательные с суффиксами -а или -тӧм.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
8 удж. Переведите на коми язык:
1.
1) Я сам уже умею читать по-коми.
2) Ты сам ничего не знаешь.
3) Наш маленький Ваня уже сам умеет есть суп ложкой.
4) Мы сами ещё не летали самолётами.
5) А они сами смогут доплыть на лодке до нас?
6) Сами вы ещё не работаете на компьютере.
7) Ты сам уже большой парень.
2.
1) Раньше люди ездили на лошадях и лодках, а теперь ездят на машинах, поездах, летают на самолётах.
2) Ваня ест уже кашу и суп ложкой.
3) Гости прилетели самолётом из Санкт-Петербурга за два часа.
4) Чай в Англии всегда пьют с молоком, а кофе – со сливками.
5) Суп едят с чёрным хлебом, а кашу – без хлеба.
6) Дипломную работу Пётр написал за четыре месяца и десять дней.
3.
1) Погода сегодня ветреная, облачная, без солнца.
2) Ночь была звёздная, безветренная, тёмная и холодная.
3) Дни летом солнечные, безоблачные, но иногда и облачные, дождливые.
4) Мой друг Пётр ещё неженатый, несемейный парень, а его друг Андрей женат уже три года.
5) Подруга Петра – девушка среднего роста, с длинными волосами, чёрными глазами, длинными ногами.
6) Сам Пётр тоже среднего роста, с короткими волосами, небольшими глазами, с маленьким носом и длинными руками.
7) В коми языке есть прилагательное юра, значение его ʻумный’.
8) Это слово образуется от корня юр ʻголова’ с суффиксом -а, а общее значение слова – ʻс головой’, ʻбашковитый, умный’.
4.
1) По Чёрному морю мы плыли пароходом.
2) Лесорубы работают пилами и топорами.
3) Жители Ухты и Усинска работают газовиками и нефтяниками.
4) От цветов доносит сильным ароматом.
5) За три часа мы доехали от Сыктывкара до Усть-Кулома.
6) За 5 лет мы станем учителями коми языка.
7) Плов едят руками, а кашу ложками.