
ДАС КОЙМӦД ЮРПАС
ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК
Дательный, родительный, притяжательный и достигательный падежи существительного. Личные местоимения в дательном, родительном и притяжательном падежах. Образование количественных наречий. Тексты и упражнения.
Сетан, асалан, босьтан, могман вежлӧгъяс
Дательный, родительный, притяжательный, достигательные падежи
Все эти четыре падежа имеют в своих суффиксах один элемент -л-, но значения падежей разные. Три падежа — дательный, родительный и притяжательный — обозначают отношения владения, получения, передачи чеголибо лицам или от лиц. Из предыдущих уроков уже известен родительный (асалан) падеж с суффиксом -лӧн: батьлӧн паськӧм ʻодежда отца’. Значения трёх притяжательных падежей лучше видны в рисунках:
дательный падеж
кодлы?
ʻкому?’
(1) -лы
сетан вежлӧг
родительный падеж
кодлӧн?
ʻу кого?’
(2) -лӧн
асалан вежлӧг
притяжательный падеж
кодлысь?
ʻот кого?’
(3) -лысь
босьтан вежлӧг
1) Ӧндрей сетӧ Анялы дзоридзьяс.
ʻАндрей даёт Ане цветы’.
2) Анялӧн эмӧсь дзоридзьяс.
ʻУ Ани есть цветы’.
3) Ыджыд мамыс босьтӧ Анялысь дзоридзьяс да сюйӧ вазаӧ.
ʻБабушка берёт у Ани цветы и ставит в вазу’.
1. Сетан вежлӧг дательный падеж датив |
-лы |
Дательный падеж отвечает на вопросы кодлы? ʻкому?’, мыйлы? ʻчему?’; образуется присоединением суффикса -лы к основе существительного. |
В русском языке коми дательному падежу соответствует дательный падеж без предлога. Существительные в дативе употребляются с глаголами сетны ʻдавать’,
шуны,
висьтавны ʻсказать’,
козьнавны ʻдарить’.
Слова в дательном падеже обозначают:
1) адресат речи, косвенный объект, которому что-то даётся, говорится, например:
мӧдӧдны ʻотправлять’
гӧгапи ʻвнук’
кежлӧ ʻк’
2) лицо или событие, мероприятие, которому что-либо посвящается, например:
тырны ʻисполняться’
3) человека, живое существо, носителя определённого состояния, а также возраста.
Примеры:
Лёклы лӧгавны, бурлы вежавны. ʻНа зло злиться, доброму завидовать’.
сюсь ʻумный’
(Г. Юшков)
йирны ʻгрызть’
2. Асалан вежлӧг родительный падеж генитив |
-лӧн |
Коми термин асалан образован от глагола Родительный падеж отвечает на вопросы |
Существительные и местоимения с суффиксом -лӧн выражают:
1) обладателя чего-либо или кого-либо, например:
2) субъект, производителя действия при отглагольных существительных на -ӧм и глаголах.
Примеры:
Туйтӧм мортлӧн сёрниыс некытчӧ оз туй. ʻУ негодного человека разговор никуда не годится’.
кӧк ʻкукушка’
3. Босьтан вежлӧг притяжательный падеж аблатив |
-лысь |
Притяжательный падеж по основному значению противоположен дательному |
Существительные в притяжательном падеже образуются присоединением к основе существительных суффикса -лысь; слова в падеже аблатив отвечают на вопросы кодлысь? ʻу кого?’, мыйлысь? ʻу чего?’,
например:
Мамлысь босьті сьӧм. ʻУ матери взял деньги’. На русский язык существительные в притяжательном падеже переводятся сочетаниями существительных в родительном падеже с предлогами «у», «от»: чойлысь ʻу сестры’. У притяжательного падежа есть два основных значения.
Он обозначает:
1) лицо, группу лиц или реже предмет, у которого что-то отчуждается, берётся или спрашивается, например:
—
вежлӧг ʻпадеж’
Кос пулысь сійӧ ли куляс ʻС сухого дерева он камбий сдерёт’ = Он с живого шкуру сдерёт.
корысь ʻнищий’
В таком значении в притяжательном падеже почти всегда употребляются одушевлённые существительные. Сравните два предложения: Вузасьысьлысь ньӧба нянь ʻУ продавца куплю хлеб’ ↔ Лавкаысь ньӧба нянь ʻИз магазина куплю хлеб’.
2) принадлежностное определение у существительного в винительном падеже, выражающем прямое дополнение. Если существительное употреблено в винительном падеже, существительное-определение при нём всегда должно быть в притяжательном падеже, для сравнения:
Примеры:
«
сьылӧм ʻпение птиц!’
ворсӧм ʻпостановка, спектакль’
йӧзӧдны ʻпубликовать’
Морта нимвежтасъяс босьтан вежлӧгын
Личные местоимения в притяжательном падеже
Запомните личные местоимения в формах притяжательного падежа, употребительные в устной речи с глаголами — юавны (кодлысь?) ʻспросить’ (у кого?),
корны ʻпросить’, босьтны ʻвзять’. Вместе с тем закрепите в памяти уже известные падежные формы личных местоимений в родительном, винительном и дательном падежах.
Личные местоимения |
Винительный керан вежлӧг |
Дательный сетан вежлӧг |
Родительный асалан вежлӧг |
Притяжательный босьтан вежлӧг |
|
|
|
|
|
Примеры:
—
—
—
дӧрӧм ʻрубашка’
ай-мамтӧм ʻбез родителей’
4. Могман вежлӧг достигательный падеж каузатив |
-ла
|
Достигательный падеж отвечает на вопросы:
|
Падеж образуется путём присоединения суффикса -ла к основе существительных: мунны няньла ʻидти за хлебом’. Существительные в достигательном падеже на русский язык переводятся сочетаниями существительных в творительном падеже с предлогом ʻза’ и в родительном падеже с предлогом ʻиз-за’ (висьны жарла ʻболеть из-за жары’).
Слова в достигательном падеже обозначают:
1) цель, предмет или человека, из-за овладения которыми и совершается действие,
например:
Нывкаяс мунӧны озла. ʻДевочки идут за земляникой’.
—
2) причину состояния человека или совершения им действия.
Примеры:
дзикӧдз ʻсовсем’
вывті ʻслишком’
шог ʻгоре’
шуд ʻсчастье’
► Вопросительное местоимение мыйла? ʻпочему?’ образуется при помощи падежного суффикса -ла, например:
—
гажтӧм ʻгрустный’
Лыд петкӧдлысь урчитанъяс
Количественные наречия
Для выражения количества совершённых действий широко употребляются количественные наречия: куимысь ʻтри раза’. В коми языке они образуются при помощи суффикса -ысь, который присоединяется к основам количественных слов уна ʻмного’, этша ʻмало’ и к основам числительных.
уна ʻмного’ →
унаысь ʻмного раз’
этша ʻмало’ →
этшаысь ʻмало раз’
ӧти →
ӧтиысь ʻодин раз’ Морт чужӧ ӧтиысь.
кык →
кыкысь ʻдва раза’ Кыкысь некод оз кув.
вит →
витысь ʻпять раз’ – Тэныд звӧнитлім витысь. Кӧн нӧ вӧлін тэ?
комын куим →
комын куимысь ʻтридцать три раза’
сё →
сёысь ʻсто раз’ Сёысь пызан сайӧ оз корны.
сайӧ ʻза’
Присоединяясь к порядковым числительным, -ысь образует наречия, обозначающие порядок совершения действий, например:
медводдза ʻпервый’ →
медводдзаысь,
первойысь ʻв первый раз’
мӧд ʻвторой’ →
мӧдысь ʻво второй раз’
коймӧд →
коймӧдысь ʻв третий раз’
дас коймӧд →
дас коймӧдысь ʻв тринадцатый раз’ и т.д.
ни ӧтчыд,
ньӧтчыдысь ʻни разу, никогда’
Лыддянторъяс
—
—
* * *
—
—
Серафим Попов
«
—
рас ʻроща’
вежны ʻменять’
шуда ʻсчастливый’
мӧд ʻвторой’
бура ʻхорошо’
сыв ʻобъятье’
сюрны ʻотыскатся’
пызан бердад ʻу стола’
тэрмасьны ʻспешить’
вунӧдны ʻзабывать’
Нянь да сов! ʻХлеб да соль!’
—
—
—
— А
—
— А
—
—
—
Юалӧмъяс Вопросы
1)
2)
3)
4)
небӧг =
нига ʻкнига’
теш ʻкомедия’
кольӧм нэм ʻпрошлый век’
шева ʻпорча, насекомое-носитель порчи’
сайним ʻпсевдоним’
чуман ʻберестяной короб’
петкӧдлыны ʻпоказывать’
туялан ʻнаучный’
тешкодь ʻсмешной’
волыны ʻприходить ещё’
серамбана гижӧд ʻюмористическое произведение’
Трипан Вась ʻсельское имя человека по отцу, досл. Трифона сын Вась’
мукӧдлаын ʻв других местах’
ку ʻшкура’
изьватас ʻижемец, ижемский’
вузасьны ʻторговать’
быть ʻвынужденно’
туй индалысь ʻпроводник’
пышйыны ʻубегать’
тышкасьысь ʻвоин’
вуджавлыны ʻпереходить много раз’
шыа-пурта ʻс копьём и ножом’
низь ʻсоболь’
туй писькӧдысь ʻпервопроходец’
сан ʻросомаха’
ин =
места ʻместо’
тулан ʻкуница’
виям ʻпролив’
Уджъяс Упражнения
1 удж. Ответьте письменно на следующие вопросы.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
2 удж. Перескажите текст «Комияс Сибирын», при пересказе ответьте на вопросы:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
3 удж. Перепишите предложения, употребите где надо существительные и местоимения или в дательном, или в притяжательном падеже.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
4 удж. Перепишите, правильно выбрав из представленных существительных необходимые, употребив их в нужном падеже (дательном, родительном, притяжательном или достигательном).
1)
2) «
3)
4)
5)
6)
7)
8)
5 удж. Составьте сообщение «Библиотекаын».
6 удж. Употребите существительные в правильных формах падежей, или в притяжательном с суффиксом -лысь, или в отдалительном падеже с суффиксом -сянь, согласно правилам.
1) –
2) –
3) –
4) «
5) –
6) –
7) –
8)
9) –
7 удж. Прочитайте письмо и добавьте в пропущенные места суффиксы пяти падежей (дательного, родительного, притяжательного, достигательного или отдалительного), согласно правилам коми языка.
8 удж. Вуджӧдӧй коми кывйӧ сёрникузяяс:
1) Вы сами уже умеете переводить на коми язык?
2) Откуда они сами?
3) 8 марта женщинам дарят цветы.
4) Виктор Савин Сыктывкару посвятил свою поэму.
5) Я слышала новую песню В. Леонтьева.
6) Спросите об этом лучше у декана.
7) В журнале «Север» печатают новые стихи Зарни Люси.
8) Вот наш учитель, о Дмитрие Зыряне спросите у него.
9) Завтра мы идём в магазин за тетрадями и карандашами.
10) Дети очень устали от жары.
11) В прошлом году они шесть раз ходили за ягодами в лес.
12) Вчера вечером я ходил за моей сестрой Светой в детский сад.
13) Илля Вась — псевдоним коми писателя Василия Ильича Лыткина.
14) Псевдоним состоит из двух слов, первое слово обозначает имя отца писателя, второе имя.