КВАЙТӦД ТЕМА
ЭМАКЫВЛӦН ӦТВЫВТАН ДА ТОРЙӦДАН ВЕЖЛӦГЪЯС. КОМИ ЛЫДАКЫВЪЯС. ЮАЛАНА -Ӧ КЫВТОР / СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ И ЛИШИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОМИ ЯЗЫКА. ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ЧАСТИЦА -Ӧ; УНА-Ӧ ӦНІ КАДЫС? КЫМЫН ЧАС? / КОТОРЫЙ ЧАС?
ЭМАКЫВЛӦН ӦТВЫВТАН ДА ТОРЙӦДАН ВЕЖЛӦГЪЯС
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ И ЛИШИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Соединительный и лишительный падежи относятся к группе собственно объектных падежей, которые указывают на отношения субъекта действия к объекту. По грамматическому значению соединительный и лишительный падежи противопоставлены друг другу.
Соединительный падеж выражает значение совместности субъекта действия по отношению к объекту, его показателем является суффикс -кӧд. Отвечает на вопросы кодкӧд? «с кем?», мыйкӧд? «с чем?»: сёрнитны ёрткӧд «говорить с другом», ворсны челядькӧд «играть с детьми». На русский язык переводится предложной конструкцией: предлог с + форма творительного падежа существительного.
Лишительный падеж обозначает субъект действия, без которого совершается действие другого предмета. Форма лишительного падежа образуется при помощи суффикса -тӧг. Отвечает на вопросы кодтӧг? «без кого?», мыйтӧг? «без чего?»: Каньтӧг шыръяслы вӧля «Без кошки мышам воля», вуджӧдны кывчукӧртӧг «переводить без словаря». На русский язык форма лишительного падежа переводится при помощи предлога без и существительного в родительном падеже.
падежи | вопрос | показатель падежа | пример |
соединительный (ӧтвывтан) |
кодкӧд? (с кем?) мыйкӧд? (с чем?) |
-КӦД | бать-кӧд (с отцом) |
лишительный (торйӧдан) |
кодтӧг? (без кого?) мыйтӧг? (без чего?) |
-ТӦГ | пӧль-пӧч-тӧг (без дедушки и бабушки) |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Отсӧг вылӧ: отрицательный глагол оз на русский язык переводится отрицательной частицей не, примыкающей к глагольной форме, например: оз гижны «не пишут», оз быдмыны «не растут» и т. д.
КОМИ ЛЫДАКЫВЪЯС
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ В КОМИ ЯЗЫКЕ
В коми языке числительные делятся на количественные (обозначают количество предметов), порядковые (указывают на порядок при счёте), собирательные (указывают на совокупность предметов), дробные (обозначают часть числа) и числительные приблизительного счета (обозначают приблизительное количество предметов).
Количественные числительные
единичные
1 – ӧти
2 – кык
3 – куим
4 – нёль
5 – вит
6 – квайт
7 – сизим
8 – кӧкъямыс
9 – ӧкмыс
составные
11 – дас ӧти
12 – дас кык
13 – дас куим
14 – дас нёль
15 – дас вит
16 – дас квайт
17 – дас сизим
18 – дас кӧкъямыс
19 – дас ӧкмыс
десятки
10 – дас
20 – кызь
30 – комын
40 – нелямын
50 – ветымын
60 – квайтымын
70 – сизимдас
80 – кӧкъямысдас
90 – ӧкмысдас
Сотни:
100 – сё,
200 – кыксё,
300 – куимсё,
400 – нёльсё ,
500 – витсё,
600 – квайтсё,
700 – сизимсё,
800 – кӧкъямыссё,
900 – ӧкмыссё.
Тысячи:
1 000 – сюрс (ӧти сюрс),
2 000 – кык сюрс,
3 000 – куим сюрс,
4 000 – нёль сюрс,
5 000 – вит сюрс,
6 000 – квайт сюрс и т.д.
Миллионы:
1 000 000 – миллион,
2 000 000 – кык миллион,
3 000 000 – куим миллион,
14 000 000 – дас нёль миллион и т. д.
Порядковые числительные в коми языке
Порядковые числительные образуются с помощью суффикса -ӧд, который присоединяется к основе числительного, например:
вит-ӧд «пятый(ая, ое)», дас ӧкмыс-ӧд «девятнадцатый(ая, ое)», квайтсё-ӧд «шестисотый(ая, ое)», вит сюрс-ӧд «пятитысячный (ая, ое)» и т.д.
Следует запомнить, что порядковые числительные от числительных ӧти (1), кык (2), куим (3) отличаются разными корнями:
ӧти «один» – медводдза «первый(ая, ое)»
кык «два» – мӧд «второй(ая, ое)»
куим «три» – коймӧд «третий(я, е)».
В составных числительных всегда используется форма с суффиксом -ӧд:
дас ӧти «одиннадцать» – дас ӧтиӧд «одиннадцатый(ая, ое)»;
сё ветымын кык «сто пятьдесят два» – сё ветымын кыкӧд «сто пятьдесят второй(ая, ое)»;
кӧкъямысдас куим «восемьдесят три» – кӧкъямысдас коймӧд «восемьдесят третий(яя, ее)» и др.
Особенности грамматических форм в словосочетаниях с числительными
в коми языке | в русском языке |
со всеми числительным с числительными определяемое слово в коми языке употребляется в форме единственного числа |
с числительными, указывающими на единичность предметов, определяемое слово употребляется в единственном числе со всеми числительными, кроме числительных «один, одна, одно», определяемое слово употребляется в форме множественного числа |
Ӧти лун | Один день |
Вит лун | Пять дней |
классын кызь вит морт – в классе двадцать пять учеников
ЗАПОМНИТЕ порядок слов в предложении, в котором сообщается дата!
В коми языке при сообщении даты слова-определения, указывающие на число, месяц и год, всегда слов в предложении, стоят перед определяемым словом ЛУН «день». Причём вначале сообщается год, затем месяц и число.
Талун тӧвшӧр тӧлысь кызь кӧкъямысӧд лун, выльлун. Сегодня двадцать восьмое января, понедельник.
комиа-роча кывкуд
лексемы
войдӧрлун (воддзалун) – позавчера
тӧрыт – вчера
талун – сегодня
аски – завтра
аскомысь – послезавтра
глагол-связка в предложении
вӧвны – быть (инфинитив, неопрепозавчера делённая форма глагола)
вӧлі – было (І прошедшее время)
-
лоны – быть (инфинитив, неопределённая форма глагола)
лоас – будет (будущее время)
Какие отличия имеются при сообщении даты в коми и русском языках?
УНА-Ӧ ӦНІ КАДЫС? КЫМЫН ЧАС?
КОТОРЫЙ ЧАС?
УНА-Ӧ? = МНОГО ЛИ? СКОЛЬКО? |
Частица -ӧ в коми языке несёт вопросительное значение, придаёт вопросительную интонацию, соответствует вопросительной частице ли в русском языке. |
1.
2.
3.
4.
Висьталӧй, кытчӧ ті мунанныд да кор / Скажите, куда вы едете и в какое время.
–
–
–
– 7.45 (
Питер ( Вежа Петыркар) 16.30
Чуклӧм 13.55
Кӧрткерӧс 9.15
Визин 14.10
Пожӧг 6.40
Абъячой 18.35
Айкатыла 9.20
Вӧльдін 15.00
Емва 11.25
Лыддьӧй, вуджӧдӧй да гӧгӧрвоӧдӧй коми шусьӧг / Прочитайте, переведите и объясните коми поговорку.
Для самостоятельного чтения
Происхождение народа коми
«Этнографические, археологические и лингвистические данные дают основание полагать, что первоначальное формирование народов коми (зырян и пермяков) происходило на территории верхнего и среднего Прикамья. Здесь же жили предки удмуртов, с которыми коми составляли некогда так называемую пермскую языковую общность финно-угорской языковой семьи. В І тыс. н.э. эта общность распалась. Вначале из неё выделились удмурты, а со 2-й пол. І тыс. н.э. началось расселение пермских (древнекоми) племён. Отдельные переселенческие группы стали продвигаться на север, осваивая бассейн Вычегды.
Непосредственные предки народа коми (зырян) – племена Перми Вычегодской сформировались в 10–14 вв. н.э. Термин пермь появляется в русских летописях уже в нач. 2-го тыс. н.э. Памятники вымской археологической культуры, оставленные летописной пермью, обнаружены на средней и нижней Вычегде, Лузе и Мезени, а особенно большое количество — в бассейне Выми.
Культура территориально-племенных объединений древних коми была не едина, а имела определённые локальные различия в погребальной обрядности, украшениях, элементах одежды и др. Население Перми Вычегодской имело развитые хозяйственные и культурные связи с Прикамьем, Прибалтикой, Поволжьем, восточными славянами, булгарами. Основным предметом экспорта с территории была пушнина. Активное культурно-хозяйственное взаимодействие с соседними народами способствовало проникновению новых элементов культуры, языковым заимствованиям, прогрессивному развитию традиционного хозяйства.
В формировании древних коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Об этом свидетельствуют как отдельные элементы народной культуры, так и отсутствие единого антропологического типа у современных коми. Т.о., сложившаяся в течение 10–14 вв. относительно единая культура Перми Вычегодской — основа культуры коми сама по себе представляла результат взаимодействия и слияния отдельных элементов различных культур. Культурно-бытовая специфика сформировавшейся этнической общности древних коми способствовала осознанию ими своих отличий от соседних народов, появлению этнического самосознания и сложению в дальнейшем отдельного народа коми» (Н. Конаков. Происхождение народа коми // Коми-зыряне: Историко-этнографический справочник / Сост. Н.Д. Конаков. Сыктывкар, 1993. С. 119–120).
1.
2.
3.
4.
5.
Вужвойтыр — пранарод
Тӧдчыны — влиять, повлиять
Йитӧд — связь
Волысигӧн — общаясь; взаимодействуя
УДЖЪЯС
ЗАДАНИЯ
1 удж. Висьталӧй да гижӧй стӧча улынджык вайӧдӧм бала серти / Скажите и напишите правильно по образцу:
68-й номер журнала «Би кинь» – квайтымын кӧкъямысӧд номера «Би кинь» журнал.
Октябрьский проспект, дом 55 – Октябр шӧртуй, ветымын витӧд керка.
Школа No 24 – ____________________________________.
Кабинет No 618 – __________________________________.
Страница 70 – ____________________________________.
Квартира No 125 – _________________________________.
16-й номер газеты «Йӧлӧга» – _______________________.
9-й номер журнала «Чушканзі» – _____________________.
Рейс самолёта И 580 – ______________________________.
Улица Куратова, дом No 62 – _________________________.
7-й канал TV – ____________________________________.
2-я неделя – ______________________________________.
32-й номер экзаменационного билета – _______________.
2 удж. Висьталӧй комиӧн / Скажите по-коми:
1. Это пятьсот двадцать шестой кабинет.
2. Это сто пятая страница.
3. Это одиннадцатый этаж.
4. Это пятьдесят четвёртый автобус.
5. Катя работает в кабинете No 89.
6. 10 урок на 153 странице учебника «Коми кыв».
7. Лена учится в школе No 21.
8. Женя живёт по улице Морозова, д. 66, кв. 30.
3 удж. Гижӧмӧн вочавидзӧй юалӧмъяс вылӧ / Письменно ответьте на вопросы:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
20)
4 удж. Содтӧй лыдакывъяс. Лӧсьӧдӧй автобиография / Подберите необходимые числительные. Составьте автобиографию.
1.
2. ________
3. ________
4.
5. _______
6. _______
7. _________
5 удж. Гижӧй час-минутсӧ комиӧн / Напишите по-коми, который час?
1) 12 час 35 мин. – _________________________________
2) 9 час 20 мин. – _________________________________
3) 20 час 55 мин. – _________________________________
4) 15 час 19 мин. – _________________________________
5) 6 час 21 мин. – _________________________________
6) 19 час 40 мин. – _________________________________
7) 14 час 16 мин. – _________________________________
8) 7 час 10 мин. – _________________________________
9) 3 час 9 мин. – ________________________________.
6 удж. Сетӧм юалӧмъяс вылӧ вочавидзӧй вомгорӧн / Ответьте устно на предложенные вопросы:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
7 удж. Гижӧй кадсӧ / Напишите время.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
8 удж. Висьталӧй комиӧн телевидениеса уджтасъяс заводитчан кад йылысь / Скажите по-коми о времени начала телевизионных передач.
Пн. 07.35 Выльторъяс Вт. 09.15 «Ас му вылын» Ср. 18.10 «КРиК» Чт. 19.20. «Сёрни-басни» Пт. 18.40 «Талун» Сб. 19.30 «Поле чудес» Вс. 10.00 «Вести-Коми» |
Пн. 06.00 Чолӧм, дзолюк! Вт. 20.25 «Миян йӧз» Ср. 18.10 «Кӧсъя тӧдны» Чт. 19.20. «Коми іncognіto» Пт. 18.40 «Время новостей» Сб. 08.30 «Чоя-вока» Вс. 15.15 «Эжва юлӧн чужанін...» фильм-экспедиция |
9 удж. Видзӧдлӧй «Коми му» газетысь телевидениеса уджтассӧ да висьталӧй коми уджтасъяс заводитчан кадсӧ / Изучите телевизионную программу из газеты «Коми му» и сообщите о времени начала коми телепередач.
10 удж. Комиӧдӧй / Переведите на коми язык.
1 вариант:
1) Вчера было 12.12.2015. ___________________________ __________________________________________________.
2) Сегодня 09.10.2016. _____________________________ __________________________________________________.
3) Послезавтра будет 15.06.2016. _____________________ __________________________________________________.
4) Старый Новый год отмечают 14 января. _____________ __________________________________________________.
5) День защиты детей отмечают 1 июня. _______________ __________________________________________________.
6) В твоей семье 4 человека: отец, мать, брат Алексей и ты. __________________________________________________.
7) В Усинске много 7-ми этажных домов. ______________ __________________________________________________.
8) В Москве много 36-ти этажных домов. ______________ __________________________________________________.
9) В учебнике 246 страниц. __________________________ __________________________________________________.
10) В квартире 58 м 2 . ________________________________ __________________________________________________.
11) Друг живёт в Москве, на улице К. Маркса, в доме No 128. __________________________________________________.
2 вариант:
1) Позавчера было 13.04.2015. ________________________ __________________________________________________.
2) Завтра будет 13.05.2016. ___________________________ __________________________________________________.
3) В Сыктывкаре много 9-ти этажных домов. ____________ __________________________________________________.
4) День студента отмечают 25 января. _________________ __________________________________________________.
5) День Победы отмечают 9 мая. ______________________ __________________________________________________.
6) В его семье 5 человек: отец, мать, сестра Ольга, брат Алексей и я. __________________________________________.
7) В моей семье 4 человека: отец, мать, брат Сергей и я. __________________________________________________.
8) В Ухте много 5-ти этажных домов. __________________ __________________________________________________.
9) В словаре 688 страниц. ___________________________ __________________________________________________.
10) В книге 146 страниц. ____________________________ __________________________________________________.
11) Подруга живёт на улице Савина, в доме No 33. _______ __________________________________________________.