КӦКЪЯМЫСӦД ТЕМА
ЭМАКЫВЛӦН КЕРАН, КЕРАНТОРЪЯ ДА МОГМАН ВЕЖЛӦГЪЯС. СОДТЫСЯН ШЫЯС. ЭМАКЫВЛӦН -ӦМ КЫВАРТМӦДАН СУФФИКС / ВИНИТЕЛЬНЫЙ, ТВОРИТЕЛЬНЫЙ И ДОСТИГАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. ВСТАВОЧНЫЕ ЗВУКИ. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СУФФИКС СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО -ӦМ; АРТАЛӦМ / СЧЕТ. ВЫЧИСЛЕНИЯ
ЭМАКЫВЛӦН ОБЪЕКТА ВЕЖЛӦГЪЯС. КЕРАН, КЕРАНТОРЪЯ ДА МОГМАН ВЕЖЛӦГЪЯС
ОБЪЕКТНЫЕ ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. ВИНИТЕЛЬНЫЙ, ТВОРИТЕЛЬНЫЙ И ДОСТИГАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ
Объектные падежи обозначают объект, на который переходит действие предмета или субъекта. К объектным падежам коми языка относятся винительный, творительный, соединительный, лишительный и достигательный.
Винительный падеж обозначает предмет, на который переходит действие другого предмета:
ныв вотӧ чӧд «девушка собирает чернику»,
ме радейта ассьым бать-мамӧс «я люблю своих родителей».
Показателем винительного падежа при обозначении одушевлённых предметов является суффикс -ӧс (мамӧс «маму», вокӧс «брата», челядьӧс «детей»), при обозначении неодушевлённых предметов выступает нулевая форманта Ø (шондіØ «солнце», керкаØ «дом», пуØ «дерево).
Слова в винительном падеже отвечают на вопросы кодӧс? «кого?», мый? «что?».
Бать-мам быдтісны кык нылӦС. «Родители вырастили двух дочерей».
Велӧдчысь босьтіс библиотекаысь куим небӧгØ. «Ученик взял из библиотеки три книги».
Творительный падеж обозначает:
1) время протекания действия:
куим часӧн эштӧдас уджсӧ «завершит работу за три часа»;
2) предмет, посредством которого выполняется действие другого предмета:
серпасасьны акварельӧн «рисовать акварелью»;
3) предмет, являющийся средством передвижения:
самолётӧн лэбны «полететь на самолёте»;
4) профессию, род деятельности:
уджавны велӧдысьӧн «работать учителем»,
лоны бур кыйсьысьӧн «стать хорошим охотником»;
5) способ и образ действия:
мелі гӧлӧсӧн сёрнитны «говорить ласковым нежным голосом»;
6) предмет, совместно с чем совершается действие:
нопйӧн ветлыны вӧрас «с рюкзаком сходить в лес».
Маркером творительного падежа является суффикс -ӧн.
Слова в творительном падеже отвечают на вопросы кодӧн? «кем?», мыйӧн? «чем?».
При переводе с коми на русский язык существительных в форме творительного падежа в некоторых случаях используются предложные конструкции (с предлогами с, за, на):
чукӧрӧн котӧртны «бежать с группой»,
час джынйӧн лыддьыны «прочитать за полчаса»,
машинаӧн мунны «поехать на машине».
чинтӧмӦН, содтӧмӦН, юкӧмӦН, лыдмӧдӧмӦН ( |
50 (– + : х) 50 = ? |
«Произведите вычисления с вычитанием, с прибавлением, с делением, с умножением» |
Мый артмис? Что получилось? |
Достигательный падеж обозначает предмет, с целью овладения которым совершается действие, например: ветлыны вӧрӧ тшак-вотӧсла «сходить в лес за грибами и ягодами», а также может обозначать причину действия: жарысла юыс косьмӧма «из-за жары река высохла».
Показателем достигательного падежа является суффикс -ла. Слова в достигательном падеже отвечает на вопросы кодла? «за кем?», мыйла? «за чем?».
В русском языке им соответствуют формы творительного падежа с предлогом за и формы родительного падежа с предлогом из-за, например:
небӧгла ветлыны библиотекаӧ «сходить в библиотеку за книгой».
Дыркодь содтӧм-чинтасьӧмЛА артасян аппаратыс кусі, ковмис ветлыны мӧд жырйӧ калькуляторЛА. «Из-за длительных вычислений счётная аппаратура выключилась, пришлось сходить в другой кабинет за калькулятором».
СОДТЫСЯН ШЫЯС
ВСТАВОЧНЫЕ ЗВУКИ
В коми языке при изменении слов по падежам и образовании притяжательных форм, суффиксы которых начинаются с гласного, к основе слова присоединяются вставочные звуки, согласные /й/, /м/, /к/ и /т/: пес – песКӧн, йӧн – йӧнМыс и др. Формы лексем со вставочными согласными /й/, /м/, /к/, /т/ по происхождению являются остатками прежних двусложных основ, возводимые к уральскому, финно-угорскому, финнопермскому периодам. Эти звуки отпали в абсолютном конце слова и в середине слова перед согласным, однако восстанавливаются перед суффиксами, начинающимися с гласных.
син + М зеп + Т + ЫС кос + К кор + Й |
Пон__ӧн, кӧрт тув__ыс, коз__ын, мӧс__ыд, мукӧдтор__ ӧн, пес__ӧн, ид__ыс, ус__а, кык лоп__а пелыс, брус__ысь, джадж__ысь, гӧп__ын, ен__а-муа костын, чӧс__ӧн кыйны, лоӧмтор__ыс.
АРТАЛӦМ
СЧЁТ. ВЫЧИСЛЕНИЯ
Эмакывъяслӧн -ӧм кывартмӧдан суффикс / Словообразовательный суффикс существительного -ӧм
Словообразовательный суффикс существительного -ӧм указывает на результат действия (артасьӧм «счёт; расчёт», вундӧм «резка, резание; удаление»), а также на абстрактные понятия имени (олӧм «жизнь», висьӧм «болезнь»). Является продуктивным отглагольным суффиксом. Существительное образуется путём присоединения к глагольной основе слова словообразовательного суффикса -ӧм: торйӧдл+ӧм → торйӧдлӧм «дробление, колка; группировка, группирование».
|
словообразовательный суффикс | |
артасьны чинтыны содтыны юкны умножитны ӧктыны торйӧдны донъясьны лыдмӧдны |
V → S глагол → существительное V + -ӧм = S |____| + (существительное образуется путём отсечения суффикса инфинитива -ны и присоединения к глагольной основе суффикса -ӧм) |
артасьӧм чинтӧм содтӧм юкӧм умножитӧм ӧктӧм торйӧдӧм донъясьӧм лыдмӧдӧм |
Обрати внимание на схожие формы, но указывающие на разные значения!
Артасьӧмъяс
Чинтӧм | 100 – 5 = 95 100-ысь чинтыны 5 лоӧ 95 | -ысь - суффикс исходного падежа соответствует предлогу «из» в русском языке |
Содтӧм | 100 + 5 = 105 100 дорӧ содтыны 5 лоӧ 105 | дорӧ - послелог, соответствует предлогу «к» в русском языке |
Юкӧм | 100 : 5 = 20 100 юкны 5 вылӧ лоӧ 20 | вылӧ - послелог, соответствует предлогу «на» в русском языке |
Лыдмӧдӧм | 100 х 5 = 500 100 ладмӧдны 5 вылӧ лоӧ 500 | вылӧ - послелог, соответствует предлогу «на» в русском языке |
УДЖЪЯС
ЗАДАНИЯ
1 удж. Арталӧй лыдпасъяс гижӧмӧн / Произведите вычисления, записав их числами
1)
2)
3)
4)
5)
2 удж. Висьталӧй арталӧмсӧ комиӧн / Скажите по коми вычисления
1) 34 + 26 = 60
2) 88 – 18 = 70
3) 100 : 20 = 5
4) 25 х 4 = 100
5) 166 – 163 = 3
6) 42 + 53 = 95
7) 15 х 6 = 80
8) 160 : 80 = 2
9) 19 + 91 = 110
10) 2000 : 500 = 4
3 удж. Лыддьӧй текстсӧ. Вуджӧдӧй. Вочавидзӧй авторлӧн текстпомса юалӧм вылӧ / Прочитайте текст. Переведите. Ответьте на вопрос, заданный автором текста
(
–
4 удж. Текст лыддиганыд артасьӧй / Сделайте вычисления по тексту.
5 удж. Арталӧй содтӧмӧн, чинтӧмӧн, юкӧмӧн, ладмӧдӧмӧн. Висьталӧй комиӧн / Произведите вычисления с прибавлением, с вычитанием, с делением и с умножением. Скажите по-коми.
1) 100 (+ – : х) 100 5) 55 (+ – : х) 5
2) 30 (+ – : х) 10 6) 300 (+ – : х) 60
3) 100 (+ – : х) 20 7) 22 (+ – : х) 1
4) 80 (+ – : х) 40 8) 90 (+ – : х) 30
6 удж. Асшӧра лӧсьӧдӧй воча сёрни лавкаын сёян вӧлӧга ньӧбӧм да сьӧм арталӧм йылысь / Самостоятельно составьте диалог о покупке продуктов в магазине и произведении расчёта.
7 удж. Эмакывъяс сувтӧдӧй лӧсялана вежлӧг формаӧ / Существительные поставьте в необходимую форму падежа.
1)
2)
3)
4)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
8 удж. Арталӧй да вочавидзӧй сетӧм юалӧмъяс вылӧ / Произведите подсчёты и ответьте на предложенные вопросы.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)