2005: Медводдза воськов: 15-й урок

15-й урок. Будь здоров! Ло дзоньвидзаӧн!

 

 

Вы всегда улыбаетесь, у Вас и окружающих от этого тоже хорошее настроение. Но иногда, собираясь на работу, Вы замечаете, что плохо чувствуете себя. На этом уроке Вы узнаете некоторые фразы, которые можно употребить в этом случае. Когда Вы говорите о здоровье, Вы употребляете слова:

дзоньвидза дзоньвидза здоровый

висьысь висьысь больной

висьӧ висьӧ болеет

висьны висьны болеть

кынмыны кынмыны простудиться

Надюк кынӧма

Кагалӧн висьӧ горш

 

 

 

 

http://vidzanin.komikyv.com/audio/kv_audio_kfr_2005/kfr_2005_138_d_1.mp3#

Тэ он-ӧ вись?

Менам висьӧ юрӧй.

Менӧ кызӧдӧ да несйӧдлӧ.

Тэ, буракӧ, тӧрыт варччанінад кынмӧмыд.

Гашкӧ, сэні. Гашкӧ, ывлаын.

Талун удж вылад эн мун.

Кор бурдӧдчысьӧс.

Кора. Тэ вод да мерайт температуратӧ.

Тӧждысь аслад дзоньвидзалун вӧсна.

— Ты не заболел?

— У меня болит голова.

Я кашляю и чихаю.

— Ты, наверно, вчера в бассейне простудился.

— Может быть, там. Может быть, на улице.

— Сегодня не иди на работу.

— Вызови врача.

— Вызову. Ты ложись и измерь температуру.

Позаботься о своём здоровье.

http://vidzanin.komikyv.com/audio/kv_audio_kfr_2005/kfr_2005_138_d_2.mp3#

Мый вӧзйис бурдӧдчысьыд?

Колӧ пӧ шонтӧм йӧв унджык юны.

Либӧ юны ӧмидз варенньӧа чай.

Кутшӧмкӧ лекарство колӧ ньӧбны аптекаысь?

Колӧ. Витамин да антигриппин куимысь лун колӧ юны.

— А укол колӧ вӧчны?

Оз. Ог на сэтшӧм чорыда вись.

Ме ветла аптекаӧ.

А тэ синтӧ кунь да узь.

Чӧскыд ун да бур вӧт!

— Что посоветовал врач?

— Нужно больше теплого молока пить.

Либо пить чай с малиновым вареньем.

— Какое-то лекарство нужно купить в аптеке?

— Нужно. Витамин и антигриппин три раза в день принимать.

— А уколы нужно делать?

— Нет. Я же не так тяжело болен.

— Я схожу в аптеку.

А ты закрой глаза и спи.

— Приятных снов тебе!

 

Как Вы уже знаете, в коми языке принадлежность предмета, лица кому-либо выражается притяжательными местоимениями. К существительному коми языка в отличие от русского языка могут присоединяться определенно-притяжательные суффиксы. Такие суффиксы указывают на принадлежность предмета какому-то лицу. В русском языке этим суффиксам соответствуют притяжательные местоимения: менам менам мойтэнад тэнад твойсылӧн сылӧн его, еёмиян миян наштіян тіян вашналӧн налӧн их.

 

юрӧй юрӧй моя голова

юрыд юрыд твоя голова

юрыс юрыс его, её голова

 

вокным вокным наш брат

вокныд вокныд ваш брат

вокныс вокныс их брат

 

1. Дайте утвердительный ответ на вопрос, используя образец.

 

— Менам висьӧ горшӧй. А тэнад?

— Менам тшӧтш висьӧ горшӧй.

 

а) Менам висьӧ коскӧй. А тэнад?

б) Менам висьӧ мышкӧй. А тэнад?

в) Менам висьӧ кынӧмӧй. А тэнад?

г) Менам висьӧ юрӧй. А тэнад?

д) Менам висьӧ пельпомӧд А тэнад?

 

2. Дайте отрицательный ответ на вопрос, используя образец.

 

— Тэнад висьӧ пельыд?

— Оз. Менам некыті оз вись.

— У тебя болит ухо?

— Нет. У меня нигде не болит.

 

а) Тэнад висьӧ пидзӧсыд?

б) Тэнад висьӧ гырддзаыд?

в) Тэнад висьӧ чуньыд?

г) Тэнад висьӧ кокыд?

д) Тэнад висьӧ киыд?

 

● Язык отражает и формирует идеологию, менталитет, и все это происходит в первую очередь на уровне лексики, то есть на уровне слов, словосочетаний, фраз, поговорок, пословиц, крылатых выражений, анекдотов. В поговорках, устойчивых выражениях сосредоточена народная мудрость, или, вернее, результаты культурного опыта народа. В таких выражениях отражается состояние человека, ценятся его достоинства или осуждаются недостатки. Такие фразы надо учить целиком. Коми давали меткие прозвища, подчеркивающие характер человека:

куран ки куран ки неумелый

кын ки кын ки неуклюжий

нӧш юр нӧш юр тупица

веськыд сювъя веськыд сювъя обжора

 

О состоянии человека говорят такие выражения:

горш косьмӧ горш косьмӧ пить хочется

кынӧм сюмалӧ кынӧм сюмалӧ есть хочется

 

Запомните другие устойчивые выражения:

пель сьӧдмӧдны пель сьӧдмӧдны прожужжать уши, надоесть пустыми разговорами

пель сайӧ сюркнявны пель сайӧ сюркнявны мотать себе на ус

кыккирудз пукавны кыккирудз пукавны сидеть сложа руки

 

Коми пывсян

Шойччан лунӧ Ӧньӧ мунас пывсьыны.

Койыштас гор вылӧ ва.

Корӧсясяс.

Мыссяс.

Ыркӧдчас.

Юас пӧсь чай.

 

● Коми в основном живут на берегах рек. Почти у каждой семьи в сельской местности есть пывсян пывсян баня. Раньше бани строили недалеко от водоемов. У многих до сих пор сохранились черные бани. Баня считалась единственно возможным местом для проведения магических обрядов при лечении больного.

 

● Баня до сих пор популярна в народе. Скоро наступят выходные, и многие из вас, собрав вещи: корӧсь корӧсь веникки чышкӧд ки чышкӧд полотенцемайтӧг майтӧг мыло, пойдут в коми баню пывсьыны пывсьыны мыться в банекорӧсясьны корӧсясьны париться (веником).

 

● Чтобы рассказать о том, что произойдет в будущем, Вам необходимо знать спряжение глагола в будущем времени. Суффиксы глагола будущего времени совпадают с суффиксами настоящего времени, кроме третьего лица. Это облегчает запоминание суффиксов.

 

ме пывся Ме пывся Я помоюсь в бане

тэ пывсян Тэ пывсян Ты помоешься в бане

сійӧ пывсяс Сійӧ пывсяс Он помоется в бане

 

ми пывсям Ми пывсям Мы помоемся в бане

ті пывсянныд Ті пывсянныд Вы помоетесь в бане

найӧ пывсясны Найӧ пывсясны Они помоются в бане

 

3. Дайте утвердительный ответ на вопрос, используя образец.

 

— Сійӧ велӧдас коми кыв?

— Да. Сійӧ велӧдас коми кыв.

 

а) Анна Штайн велӧдас коми кыв?

б) Ренат Хайруллин велӧдас коми кыв?

в) Марите Зариня велӧдас коми кыв?

г) Юрий Росляк велӧдас коми кыв?

д) Сара Пискун велӧдас коми кыв?

 

● Мы заканчиваем начальный курс коми языка «Медводдза воськов». Сейчас Вы уже знаете достаточное количество фраз, которые можете употреблять в повседневном общении. Вы также получили представление о грамматическом строе коми языка. Надеемся, что Вы продолжите изучение коми языка.