ДАС КЫКӦД ТЕМА
КОМИ КЫВЙЫН УРЧИТАН ДА СЫЛӦН АРТМӦМ. КОМИ КЫВЙЫН КӦ ПОДЧИНИТЕЛЬНӦЙ КЫВЙИТӦД ДА МОДАЛЬНӦЙ КЫВТОР
НАРЕЧИЯ В КОМИ ЯЗЫКЕ И ИХ ОБРАЗОВАНИЕ. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ И МОДАЛЬНАЯ ЧАСТИЦА КӦ В КОМИ ЯЗЫКЕ
СЁЯН-ЮАН / ЕДА. ПИЩА
КОМИ КЫВЙЫН УРЧИТАН
НАРЕЧИЕ В КОМИ ЯЗЫКЕ
Наречие — неизменяемая часть речи. Как в коми, так и в русском языке наречие обозначает образ действия (тэрыба «быстро», бура «хорошо»), место действия (орччӧн «рядом», вылын «наверху»), время действия (аскомысь «послезавтра», лунтыр «целый день»), цель и причину действия (жаляддза «из жалости», радысла «из-за радости»), степень действия и качества (вывті «слишком, чересчур», зэв «очень»), количество и меру действия (дасысь «десять раз», этша «мало», уна «много»). В коми языке имеется группа наречий, характеризующих то или иное действие по признаку звука, осязания и обоняния, это т.н. изобразительные наречия (звирк чеччыштны «рывком вскочить», джӧм сувтны «внезапно остановиться», шков лыйны «с хлопком выстрелить», пусь-пась жугавны «разбиться вдребезги»).
УРЧИТАН АРТМӦМ
ОБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ
По своей структуре коми наречие может быть как непроизводным, так и производным. Непроизводные наречия представлены основой слова, без словообразовательных формантов. Формы производных наречий образуются от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глагольных форм (причастий и деепричастий), междометий. Образуются наречия: 1) путём сложения основы слова и словообразовательного суффикса, 2) сложения двух или трёх основ слова, а также 3) способом транспозиции (преобразованием падежных форм и деепричастия в наречие, процесс адвербиализации).
Способы образования наречия
способ транспозиции
основа слова + ^ |
основа слова + основа слова; основа слова + основа слова + основа слова |
преобразование падежных форм | преобразование деепричастия в наречие |
чӧскыд + а (чӧскыда) пусьыны |
шӧри + пӧв (шӧрипӧв) вундыны яблӧг |
уль + ӧн (ульӧн) сёйны |
тӧдч + ымӧн (тӧдчымӧн) чӧскыдджык |
збой + а (збоя) вочавидзны |
кык + кок + йыв (кыккокйыв) лэбыштіс-кайис |
ыл + ӧдз (ылӧдз) нимавны |
дугдыв + тӧг (дугдывтӧг) сёрнитны |
СЁЯН-ЮАН
ЕДА. ПИЩА
|
|
|
Кут тӧд вылын торъякывъяс артманногын шы вежсьӧмъяс! пув + а = пувъя (ø // j) йӧв + а = йӧла (в // л) вый + а = выя рысь + а = рыська (ø // к) яй + а = яя тшак + а = тшака |
1)
2)
3)
4)
5)
|
Мӧд сёянтор
|
Пӧжас
|
|
Тасьті-пань / посуда
|
|
|
КОМИ КЫВЙЫН КӦ ПОДЧИНИТЕЛЬНӦЙ КЫВЙИТӦД ДА МОДАЛЬНӦЙ КЫВТОР / ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ И МОДАЛЬНАЯ ЧАСТИЦА КӦ В КОМИ ЯЗЫКЕ
Союз – неизменяемая служебная часть речи, выражающая различные смысловые отношения в предложении при соединении членов предложения и предикативных частей сложного предложения.
Частица – неизменяемая служебная часть речи, выражающая разные смысловые, модальные и эмоциональноэкспрессивные оттенки в предложении.
Подчинительный союз со значением условия (служит для связи придаточной части предложения с главным в сложноподчинённых предложениях) |
← | КӦ | → |
Модальная частица со значением предположения, сомнения говорящего о явлении действительности (служит для выражения различных оттенков в предложении) |
(
–
– А,
СЁЙНЫ | ЮНЫ | БОСЬТНЫ | ДАСЬТЫНЫ | |
ме | сёя | юа | босьта | дасьта |
тэ | сёян | юан | босьтан | дасьтан |
сійӧ | сёйӧ | юӧ | босьтӧ | дасьтӧ |
ми | сёям | юам | босьтам | дасьтам |
ті | сёянныд | юанныд | босьтанныд | дасьтанныд |
найӧ | сёйӧны | юӧны | босьтӧны | дасьтӧны |
Для самостоятельного чтения
Туис
«
УДЖЪЯС
ЗАДАНИЯ
1 удж. Вочавидзӧй «Коми йӧзлӧн пызанвыв вӧлӧга» текст серти юалӧмъяс вылӧ / Ответьте на вопросы по тексту «Коми йӧзлӧн пызанвыв вӧлӧга».
1)
2)
3)
4)
5)
6)
2 удж. Лыддьӧй воча сёрни. Вочавидзӧй юалӧмъяс вылӧ / Прочитайте диалог. Ответьте на вопросы.
Ирина: –
Анна: –
Ирина: –
Анна: –
Ирина: –
Анна: –
Ирина: –
Анна: –
Ирина: –
Анна: –
Ирина: –
Анна: –
Ирина: –
Анна: –
Ирина: –
Анна: –
Вочавидзӧй текст серти юалӧмъяс вылӧ / Ответьте на вопросы по тексту:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
3 удж. Вочавидзӧй сетӧм юалӧмъяс вылӧ комиӧн / Ответьте на предложенные вопросы по-коми.
1) Что ты берешь на первое блюдо?
2) Что вы едите утром?
3) Что мы приготовим на ужин?
4) Что любит твой сын из напитков?
5) Что они пьют утром: кофе или чай?
6) Что я возьму в дорогу?
7) Что вы добавляете в каши?
8) Чем ты заправляешь салат из помидоров и огурцов?
9) Какую выпечку любят дети?
10) Что нужно приготовить для выпечки рыбника?
4 удж. Содтӧй вежӧртас серти колана торъякывъяс / Добавьте необходимые по смыслу слова.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
5 удж. Тӧдмалӧй коми нӧдкывъяс / Отгадайте коми загадки.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
(
6 удж. Уліын вайӧдӧм «Вӧлӧга вӧзйӧг» серти асшӧра лӧсьӧдӧй «Нуръясянінын» темаа воча сёрни / Самостоятельно составьте диалог на тему «В столовой» по нижепредложенному Меню.
«КӦВДУМ» сёянін / Столовая «КОЛОБОК»
ВӦЛӦГА ВӦЗЙӦГ / МЕНЮ
Водзсёян
Шыд
Закуска
Колбаса в нарезку
Огурцы и помидоры в нарезку
Мясной салат
Салат из овощей
Яйцо в майонезе
Супы
Грибной суп
Уха
Щавелевые щи
Вторые блюда
Котлета мясная
Котлета рыбная
Курица запеченная
Макароны
Каша рисовая
Напитки
Морс клюквенный
Чай (черный, зеленый)
Кофе
Хлеб (черный, белый, зерновой)
Колобки
Пирожки с рисом и яйцом
Пирожки с брусникой
Шаньги с творогом
Шаньги с картошкой
7 удж. Лыддьӧй кывбура нӧдкывъяс. Тӧдмалӧй, кутшӧм градвыв пуктас йылысь мунӧ сёрниыс / Прочитайте загадки в стихах. Догадайтесь, о каких овощах идет речь.
(Н. Щукин)
8 удж. Комиӧдӧй сетӧм сёрникузяяс / Переведите на коми язык предложения.
1) Отец вкусно приготовил ужин.
2) Бабушка часто печёт пирожки из ягод.
3) Говядину варят долго, рыбу — недолго.
4) Мама отрезала пирог пополам.
5) Ребята поровну разделили яблоко.
6) За столом обедают тихо.
7) Овощи с грядки необходимо мыть тщательно.
8) Сёстры быстро собрали ведро черники.