
УРОК 2. Будущее время глагола. Творительный падеж. Множественное число имен существительных. Форма множественного числа прилагательного в роли сказуемого. Количественные числительные. Притяжательные местоимения. Текст: «Семья. Возраст».
Упр. 1. Прочитайте диалог и переведите на русский язык.
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
Новые слова к диалогу:
во — год
аддзысьлыны — встречаться, видеться
важӧн — давно
ставыс — все, всё
лючки — благополучно, хорошо
кӧн /
кӧні — где
ӧні — сейчас
Вӧркутаын — в Воркуте
из — каменный, камень
шом — уголь
дас кык — двенадцать
таво — в этом году
кӧкъямыс — восемь
тырны — исполниться
ыджыд (-ӧсь) — большой (большие)
перйыны — добывать
гӧтыра — женатый
ёна — очень
ветлӧдлыны — ходить
кык — два
да — и
ӧти / ӧтик — один
кымын арӧса — сколько лет
кымын — сколько
арӧс — год, лета
Упр. 2. Ответьте по-коми на вопросы к диалогу из 1-го упражнения.
1. Как зовут друзей?
2. Как живет Егор?
3. Где живет Егор?
4. Чем занимается Егор?
5. Есть у Егора семья?
6. Семья Егора большая?
7. Кто в семье у Егора?
8. Сколько детей у Егора?
9. Как зовут дочерей Егора?
10. Сколько лет дочерям Егора?
11. Сколько лет сыну Егора?
12. Как зовут сына Егора?
Упр. 3. Образуйте по образцам параллельные конструкции
ФОРМЫ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Образец. Кымын арӧс?
Меным 9 (ӧкмыс) арӧс
Тэныд 15 (дас вит) арӧс.
Сылы 23 (кызь куим) арӧс
Кымын арӧса?
Ме ӧкмыс арӧса.
... .
........ .
ФОРМЫ ПРОШЕДШЕГО ОЧЕВИДНОГО ВРЕМЕНИ
Образец. Кымын арӧс вӧлі?
Меным вӧлі 10 (дас) арӧс.
Тэныд вӧлі 21 (кызь ӧти) арӧс.
Сылы вӧлі 32 (комын кык) арӧс.
Кымын арӧса / арӧсаӧн вӧлі?
Ме вӧлі дас арӧса / арӧсаӧн.
.. .. ...... .
.. . ......... .
ФОРМЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ
Образец. Кымын арӧс лоас?
Меным лоас 7 (сизим) арӧс
Тэныд лоас 30 (комын) арӧс.
Сылы лоас 16 (дас квайт) арӧс
Кымын арӧса / арӧсаӧн лоас?
Ме лоа сизим арӧса / арӧсаӧн
...........
...........
Новые словоформы к упражнению:
меным — мне
тэныд — тебе
сылы — ему
Упр. 4. Ответьте на вопросы, используя вводные конструкции
ме ногӧн,... — по-моему,...
тэ ногӧн,... — по-твоему,...
сы ногӧн,... — с его точки зрения,...
(ме) чайта,... — я думаю,...
(тэ) чайтан,... — ты думаешь,...
(сійӧ) чайтӧ,... — он думает,...
(ми) чайтам,... — мы думаем,...
(ті) чайтанныд,... — выдумаете,...
(найӧ) чайтӧны,... — они думают,...
Тэ ногӧн, тайӧ кодъяс? / Тэ чайтан, тайӧ кодъяс?
Тэ ногӧн, кымын арӧсаӧсь найӧ? / Тэ чайтан, кымын арӧсаӧсь найӧ?
Упр. 5. а) Составьте по образцу глагольные сочетания, выражающие образ действия, в форме настоящего и будущего времени 1 и 2 лица единственного и множественного числа утвердительного и отрицательного спряжения.
Образец.
Настоящее — Будущее время |
||
Утвердительное спряжение |
||
1 л. |
бура ола |
бура олам |
2 л. |
бура олан |
бура оланныд |
Отрицательное спряжение |
||
1 л. |
бура ог тӧд |
бура огӧ тӧдӧй |
2 л. |
бура он тӧд |
бура онӧ тӧдӧй |
б) Составьте по образцу глагольные сочетания, выражающие образ действия, в форме настоящего времени 3 лица и в форме будущего времени 3 лица единственного, множественного числа утвердительного и отрицательного спряжения.
Образец.
Настоящее время |
Будущее время |
|
Утвердительное спряжение |
||
ед. ч. |
(сійӧ) зэв бура олӧ |
(сійӧ) зэв бура олас |
мн. ч. |
(найӧ) зэв бура олӧны |
(найӧ) зэв бура оласны |
Отрицательное спряжение |
||
ед. ч. |
(сійӧ) оз лок |
|
мн. ч. |
(найӧ) оз локны |
Глаголы: аддзыны, аддзысьлыны, ветлӧдлыны, перйыны, уджавны, шойччыны, шуны, элясьны.
Наречия: бура, важӧн, лёка, зэв бура, зэв важӧн, зэв лёка.
Упр. 6. От данных существительных образуйте формы множественного числа и составьте с ними предложения по образцу. Переведите на русский язык.
Образец. Ныв ичӧт.
Нывъяс ичӧтӧсь.
Существительные: вок, чой, верӧс, гӧтыр, монь, чож, бать, мам, пӧч, пӧль, тӧдса, ёрт.
Прилагательные: бур, лёк, ён, жеб, ичӧт, ыджыд, гажа, жугыль, дзор, мича, сюсь.
Исключение. Пи ичӧт.
Пиян ичӧтӧсь.
Упр. 7. Переведите на коми язык данные в скобках словоформы. Обратите внимание на совпадение падежных окончаний в местном и вступительном падежах.
1. (В нашей школе) уна дзоридз.
2. Чойным велӧдчӧ (в университете).
3. (В их доме) мича.
4. (В вашем доме) гажа.
5. Кыдзи тэнӧ (в твоем селе) шуӧны?
6. Тэ ветлӧдлан нин (в школу-то)?
7. Кор тэ мунан (в университет)?
8. (В нашем доме) сійӧс казьтылӧны.
9. (В вашем доме) олӧ?
10. (В свою деревню) мунӧ.
11. (В его деревне) школаыс абу.
12. (В их деревню) локтіс.
13. (В их деревне) эмӧсь зэв важ керкаяс.
14. (В вашем селе) гажа.
15. (В ваше село) мунісны.
16. (В твоем селе) эмӧсь кыдзьяс?
17. Локтӧ (из своего села).
18. (Мой родной город) Инта. Ме (из Инты).
19. (Их родной город) Печора. Найӧ (из Печоры).
Упр. 8. Прочитайте текст и переведите на русский язык.
Слова к тексту:
горт — дом
бать — отец
сикт — деревня, село
велӧдчыны — учиться; (велӧдчысь — учащийся)
ас — свой
удж вылас — на его работе
нимтыны — называть, именовать
сідзкӧ — следовательно
верӧс сайын — замужем
верӧс сайӧ петны — выйти замуж
сай (послелог) — за
кага — ребенок
быдтыны — растить, воспитывать
роч — русский
пӧч — бабушка
велӧдны — учить, обучать
гӧтрасьны — жениться
но — но
регыд — скоро
ковмыны — прийтись
велӧдысь — учитель
да — когда
жӧ — же
вӧчны — делать
Коді тайӧ?
Мый сійӧ вӧчӧ?
А тайӧ коді?
Мый сійӧ вӧчӧ?
Упр. 9. Ответьте на вопросы к тексту из 8-го упражнения.
1. Кӧні олӧ Ӧльӧш?
2. Кыдзи Ӧльӧшӧс шуӧны школаас?
3. Кутшӧм Ӧльӧшлӧн овыс?
4. Ыджыд-ӧ Ӧльӧшлӧн семьяыс?
5. Кодкӧд Ӧльӧш олӧ гортас?
6. Мый нимыс батьыслӧн?
7. Кымын арӧс Ӧльӧш батьыслы?
8. Кыдзи шуӧны Алексейлысь мамсӧ сиктаныс?
9. Кыдзи шуӧны Алексейлысь мамсӧ удж вылас?
10. Кымын арӧса Алексейлӧн мамыс?
11. Эм-ӧ Ӧльӧшлӧн чой?
12. Кыдзи шуӧны Алексейлысь чойсӧ?
13. Чойыс верӧс сайын нин?
14. Кутшӧм карысь чойыслӧн верӧсыс?
15. Чойыслӧн семьяыс ыджыд?
16. Ыджыд-ӧ Алексей чойыслӧн кагаыс?
17. Ӧльӧшлӧн чойыс уджалӧ?
18. Эм-ӧ Ӧльӧшлӧн вок?
19. Кӧні вокыс олӧ да уджалӧ?
20. Вокыс гӧтыра нин?
21. Коді нимтӧ воксӧ Опоньӧн?
22. Мый нимыс Опонь невестаыслӧн?
23. Кӧні олӧ вокыслӧн невестаыс?
24. Кор вокыс гӧтрасяс?
25. Кӧні Вера Александровна уджалӧ?
Упр. 10. Составьте рассказ о своей семье или семье знакомого, используя вопросы из 9-го упражнения.
Упр. 11. Составьте диалоги со следующими сюжетами:
а) вы встретились со знакомым, которого давно не видели; узнайте, есть ли у него семья, состав семьи, сколько лет каждому члену семьи;
б) узнайте у своего товарища о ком-либо: как его зовут (имя, отчество, фамилия), сколько ему лет, где он живет, с кем он живет;
в) заведите разговор с человеком, которого вы, кажется, знаете; спросите, есть ли у него семья, расскажите о своей семье.