1994: Учимся говорить по-коми. ​

Авторыс: Манова Н. Д.
Серпасаліс В. Токарев.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

ВВОДНЫЙ КУРС

 

УРОК 1. Буквы и звуки коми языка. Система гласных звуков, их обозначение и произношение. Суффиксы пространственных падежей. Выражения речевого этикета.

УРОК 2. Система согласных звуков коми языка. Своеобразные согласные звуки коми языка. Обозначение звука й. Обозначение мягкости согласных. Выражения речевого этикета.

УРОК 3. Некоторые закономерности в области согласных коми языка. Уподобление (ассимиляция): озвончение; оглушение; аффрикатизация (переход д, т в дж, дз, ч); альвеоляризация (переход з, с в ж, ш); чередование в / л. Вставка согласных: й, к, м, т. Выражения речевого этикета.

 

ОСНОВНОЙ КУРС

 

УРОК 1. Настоящее время глагола. Определенно-притяжательные суффиксы существительных. Притяжательные местоимения. Диалоги: «Знакомство».

УРОК 2. Будущее время глагола. Творительный падеж. Множественное число имен существительных. Форма множественного числа прилагательного в роли сказуемого. Количественные числительные. Притяжательные местоимения. Текст: «Семья. Возраст».

УРОК 3. Прошедшее время глагола. Повелительное наклонение глагола. Винительный падеж. Замена прямой речи косвенной. Текст: «Мойдчӧм» (Рассказывание сказки) по Е. Козловой.

УРОК 4. Образование имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Диалог: «Внешность человека».

УРОК 5. Образование прилагательных с помощью суффикса -а, обозначающего признак по наличию чего-либо, и суффикса -тӧм, обозначающего признак по отсутствию чего-либо. Диалог: «В студенческом общежитии».

УРОК 6. Утверждение и отрицание. Отрицание полное и частное. Числительные (выражение точного и приблизительного времени). Тексты: «Встреча», «В Сыктывкаре Париж».

УРОК 7. Сложноподчиненные предложения. Послелоги. Прилагательные, образованные от послеложных конструкций. Текст: «Сыктывкар, Кудымкар и другие...» по А. Туркину.

УРОК 8. Образование глаголов (суффиксы -ась, -ӧд, -й, -пукны) Частицы. Замена прямой речи косвенной с помощью частиц -пӧ, -мися. Тексты: «Зима», «Медведь».

УРОК 9. Образование глаголов (суффиксы -ӧд, -ав / -яв, -т). Образование наречий. Образование существительных (сложением). Текст: «Дыхание весны» по Г. Турьеву. Два стихотворения А. Мишариной.

УРОК 10. Образование глаголов (суффиксы -ышт, -ал / -ав, -лы, -ывлы). Сложноподчиненные предложения (с союзом ... да). Диалог: «Прием гостей». Стихотворение Г. Юшкова «Кот и рыбник».

УРОК 11. Причастия с суффиксами: -ӧм, -тӧм, -ысь, -ан. Повелительное наклонение. Тексты о коми кухне (продукты питания, еда).

УРОК 12. Образование существительных (суффиксы -ӧм,-тор, -лун; словосложение типа «бать-мам», «чоя-вока»). Образование сложных словосочетаний с определительным значением. Текст по роману Г. Федорова «Зарница». Стихотворение В. И. Лыткина «С Новым годом».

УРОК 13. Деепричастия (с суффиксами на -иг, -тӧдз, -тӧг). Определенно-указательное значение притяжательных суффиксов существительных. Текст: «Рано встает, да мало прядет» по Е. Игушеву.

УРОК 14. Залог глагола. Наречие. Суффикс субъективной оценки существительного -тор. Текст по роману Г. Федорова «Зарница» (Дом. Хозяйство).

УРОК 15. Определенно-притяжательные суффиксы инфинитива. Деепричастия (с суффиксами на -иг, -ӧмӧн, -тӧдз, -тӧг). Текст по роману Г. Федорова «Зарница» (Дом).

УРОК 16. Образование глаголов (с помощью вторичных суффиксов -видзны, -керны, -мунны). Изобразительные наречия. Сложноподчиненные предложения. Текст по роману Г. Федорова «Зарница» (Сандра и И. Куратов), два стихотворения И. А. Куратова, посвященные Сандре.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Грамматика

 

ПРИЛОЖЕНИЕ IІ

Тексты

 

ПРИЛОЖЕНИЕ IІІ

Коми-русский словарь
Русско-коми словарь