
УРОК 16. Образование глаголов (с помощью вторичных суффиксов -видзны, -керны, -мунны). Изобразительные наречия. Сложноподчиненные предложения. Текст по роману Г. Федорова «Зарница» (Сандра и И. Куратов), два стихотворения И. А. Куратова, посвященные Сандре.
Упр. 1. Прочитайте текст и переведите на русский язык.
—
—
—
—
— А
—
—
—
—
— А
(Г.
Слова к тексту:
дрӧгмунны — вздрогнуть
друг — вдруг
гораа — громко
буракӧ — вероятно
сійӧн — поэтому
майшасьны — беспокоиться
майышмунны — огорчиться
пӧръявны [пӧръял-] — обмануть
эсті — там (по тому месту)
сё зӧлӧта — милый, золотце
этаті — здесь: по этому месту
бус — пыль
чышкыштны — немного обтереть
лапыд — влажный
рузум — тряпка
югъявны [югъял-] — сверкать, блестеть
дзим-дзурк — опрятно
сарапан — сарафан
бӧж — подол
ышловкерны — вздохнуть коротко
ышловзьыны — вздохнуть
весьлун — будничный день
вӧччыштны — принарядиться слегка
вӧччыны — нарядиться
ярмарка — ярмарка
козьнавны [козьнал-] — подарить
мыжа — виноватый
дӧзмыны — рассердиться
сер — рябь
бадь [баддь-] — ива
художник — художник
краска — краска
рисуйтны — рисовать
картина — картина
мӧдлапӧв [мӧдлапӧл-] — другой берег
немтор — ничего
казявны [казял-] — заметить
некодарӧ — ни в какую сторону
Упр. 2. Ответьте на вопросы по тексту.
1. Кӧні виччысис Куратов Сандраӧс?
2. Ас кадӧ-ӧ локтіс Сандра?
3. Мыйла Сандра сёрмис? (Код вӧсна Сандра сёрмис?)
4. Кутшӧм уджъяс вӧчӧ Сандра гортас?
5. Кыдзи вӧлі пасьтасьӧма Сандра?
6. Кыдзи Сандра асьсӧ кутӧ Куратовкӧд?
7. Мыйла Сандра тадзи асьсӧ кутӧ Куратовкӧд?
8. Мый вӧлі вӧчӧ Куратов Сандраӧс виччысигмоз?
9. Кутшӧм мӧвпъяс чужисны Куратовлӧн, кор сійӧ видзӧдіс арся ывла вылӧ?
10. Гӧгӧрвоис эз Сандра Куратовӧс?
11. Мыйла Сандра эз гӧгӧрво Куратовӧс?
Упр. 3. Прочитайте предложения с глаголами, близкими по значению. Обратите внимание на различия в оттенках значений, в стилистическом употреблении и словообразовании. Переведите на русский язык.
1. а) Сійӧ сувтіс видзӧдлыны, кыдзи гажӧдчӧ том йӧз.
б) Сійӧ кыліс бӧрсьыс шыяс да сувтовкерис.
2. а) Ныв негораа серӧктіс. б) Ныв негораа сераліс.
3. а) Сандра пуксис, сэсся ышловкерис. б) Сійӧ пуксис да ышловзис.
4. а) Зон майшасьӧ, мый ныв оз лок. б) Зон майышмуніс, мый ныв оз лок.
5. а) Ныв нюммуніс. б) Сійӧ некодкӧд эз сёрнит, сӧмын нюмъяліс.
Упр. 4. Переведите данные предложения на русский язык. Подчеркнутые наречия со значением образа действия постарайтесь перевести по звуковым ощущениям, а затем сверьте свой перевод по словарю.
1. Ныв пелькӧдчӧ дзим-дзурк.
2. Кодкӧ грым-грам лэччис поскӧд.
3. Том йӧз вак-вакӧн сералӧны.
4. Тьӧтыс шур-шар петіс посводзӧ.
5. Ӧдзӧс воссис, да нывка тур-тар пырис.
Упр. 5. Завершите сложноподчиненные предложения, опираясь на текст.
1. Кор Сандра локтіс,... .
2. Сандра матыстчис зон дорӧ ньӧжйӧникӧн, медым ... .
3. Зон дрӧгмуніс, сы вӧсна мый ... .
4. Сандра локтіс сёрӧнджык, ... да.
5. Сандра мыжа морт моз юаліс зонлысь, ...-ӧ ... .
6. Сандра вӧлі мичаа пасьтасьӧма, кӧть ... .
7. Сандраӧс дыр виччысигӧн Куратов вӧлі майшасьӧ, мый ... .
8. Куратов кӧ вӧлі художникӧн, ... .
9. Сандра нинӧм эз вочавидз Куратовлӧн мӧвпъяс вылӧ, сы вӧсна мый ... .
Упр. 6. Прочитайте слова и словосочетания, обозначающие свойства характера человека. Слова и словосочетания приведены по противоположным признакам. Обратите внимание на способы словообразования антонимичных пар.
1)
|
|
2)
|
|
3)
|
|
4)
|
|
5)
|
|
6)
|
|
7)
|
|
8)
|
|
9)
|
|
10)
|
|
11)
|
|
12)
|
|
13)
|
|
14)
|
|
15)
|
|
16)
|
|
17)
|
|
18)
|
|
19)
|
|
Упр. 7. Охарактеризуйте персонажи рисунков (на стр. 109) с помощью данных конструкций, выражающих отношение говорящего к высказываемому или степень достоверности высказываемого. Характеристике дайте причинное или уступительное обоснование.
Образец.
Ме чайта, мый сійӧ бур сьӧлӧма морт, сы вӧсна мый сы дорӧ ставыс шыӧдчӧны отсӧгла (кӧть эськӧ тэ мӧвпалан мӧд ногӧн).
"Я думаю, что он добросердечный человек, потому что к нему все обращаются за помощью (хотя ты думаешь по-другому)."
Сійӧ чайтӧ, мый................., сы вӧсна мый.................
Ме ногӧн,......................, кӧть (эськӧ)...................
Тэ ногӧн,......................., сы вӧсна мый.................
Менам видзӧдлас серти,......, кӧть (эськӧ)...................
Гашкӧ,........................, сы вӧсна мый.....................
Буракӧ,........................., сы вӧсна мый.................
Тыдалӧ,........................, кӧть (эськӧ)...................
Дерт,..........................., сы вӧсна мый.................
Ме, висьталӧны,..................,сы вӧсна мый.................
Сійӧ, шуӧны,..................., кӧть (эськӧ)...................
Тэ пӧ,........................, сы вӧсна мый.....................
Упр. 8. Опишите, используя приведенную лексику в 6-ом упражнении:
а) характер Казариновой;
б) характер Сандры;
в) свой характер.
Упр. 9. Прочитайте два стихотворения И. А. Куратова, посвященные Сандре, и переведите на русский язык.
Шондібанӧй
1865
Слова к стихотворению:
шондібан — букв.: лик солнца
талан — удел, участь
ошкӧм — хвала
ӧктыны — собирать
вильшасьны — озорничать
дум — дума
нюм — улыбка
гажмыны — развеселиться
долӧдны — веселить
шондыны / шонтыны — согревать
мыччывны [мыччыл-] — показать на время
милы / миянлы — нам
кокньыд — лёгкий
* * *
1866
Слова к стихотворению:
донъясьны — торговаться
пондыны — начать, стать
ышмыны — вести себя беззаботно, легкомысленно
мог — дело, надобность
но-й — ну
вошны — пропасть
бурань / бур ань — хорошая женщина / девушка
индыны — указать, показать