
УРОК 10. Образование глаголов (суффиксы -ышт, -ал / -ав, -лы, -ывлы). Сложноподчиненные предложения (с союзом ... да). Диалог: «Прием гостей». Стихотворение Г. Юшкова «Кот и рыбник».
Упр. 1. Прочитайте диалог и переведите на русский язык *.
* Начало истории см. в 8 уроке.
—
—
—
—
—
—
— А
—
—
— А
—
—
—
—
— А
— А! Тӧ
—
—
— А
—
—
Слова к диалогу:
весьшӧрӧ — напрасно
ылӧдз — далеко
мунсьыны — пойти, пройти (непреднамеренно)
неуна — немного
да — и, потому что
кынмыны — замерзнуть
кынмыштны — замерзнуть немного
висьмыны — заболеть
ковмыны — прийтись
куйлыны — лежать
чувствуйтны — чувствовать
жаль — жаль, жалко.
гажа — весело
кӧнкӧ — наверно
сёян-юан — пища, угощение
чӧсмӧдны — угощать
чӧсмасьны — угощаться
пӧжасьны — выпекать, печь
пач — печь, печка, очаг
ломтыны — топить, отапливать
пӧжас — выпечка
сюйны — сунуть, засунуть
кыскыны — тащить, вытащить
черинянь — рыбник
сикас — сорт, разновидность
шаньга — шаньга
рыся — творожный
картупеля — картофельный
дыш — ленивый
кывлыны — слышать
гашкӧ — вероятно, может быть
мӧдысь — в другой раз
емваса — вымский
леткаса — летский
пӧжӧм — пареный, томленый
пув [пувй-] — брусника
сакар — сахар
кӧтӧдӧм — моченый
мырпом — морошка
нӧк [нӧкй-] — сметана
сола — соленый
пельмень — пельмени
лӧсьӧдны — готовить, приготовлять
быдлаын — везде
яй — мясо
пражитны — тушить, жарить
гӧтӧвитны — готовить
кажитчыны — нравиться
чӧскыд — вкусный
ӧтчыд — однажды
унатор [унаторй-] — многое
ачым — я сам
удзӧдны — обделить пищей кого-л.
шогсьыны — горевать, печалиться
радейтана — любимый
видлыны — пробовать, попробовать
корӧм — приглашение
локтан — будущий
дай — да и
вошны — пропасть, заблудиться
сӧвет — совет
Дополнительная лексика
завтракайтны — завтракать
ӧбедайтны — обедать
пажнайтны — обедать
ужнайтны — ужинать
пӧтны — насытиться, наесться
Упр. 2. Выпишите из диалога названия блюд, которые были на праздничном столе Перечислите, из каких продуктов они приготовлены.
Упр. 3. Сочетайте данные глаголы с названиями продуктов питания или блюд, которые уже знакомы вам на коми языке.
сёйны (мый?)
юны (мый?)
гӧститӧдны (мыйӧн?)
пӧтны (мыйӧн?)
чӧсмасьны (мыйӧн?)
вердны (мый? мыйӧн?)
пажнайтны (мый? мыйӧн?)
ужнайтны (мый? мыйӧн?)
завтракайтны (мый? мыйӧн?)
Упр. 4. Образуйте от данных глаголов новые глаголы с помощью суффикса -ышт, имеющего значения «действие малой меры», «мгновенное или резкое действие». Скажите, с какими из 3-х данных рядов наречий сочетаются образованные глаголы.
Глаголы: быдмыны, вердны, зэрны, исласьны, корны, куйлыны, кыскыны, ломтыны, лымъявны, пӧжасьны, пукавны, сюйны, сывны, тыдавны, чӧсмасьны.
Наречие: 1. А этша "мало" Б этшаника "маленько" В неуна "немного"
2. А ӧдйӧ "быстро" Б тэрыба "торопливо, проворно, быстро"
3. тӧдлытӧг "незаметно, неожиданно"
Образец: Шогсьыны — > шогсьыштны: 1. А — Б+ В +, 2. А — Б — , 3. —
Упр. 5. Сочетайте правильно глаголы с антонимичными наречиями.
А. Мый позьӧ вӧчны?
— ӧдйӧ, тэрыба
— надзӧн "тихо, медленно",
— надзӧникӧн "тихонько, потихоньку"
Глаголы: аддзыны, ӧбедайтыштны, виччысьны, дӧрӧмасьны, исласьны, куйлыны, локны, мунны, ньӧбны, пажнайтны, пӧжасьны, пӧтны, сулавны, чӧсмасьны.
Б. Мый позьӧ вӧчны?
— уна
— этша, этшаника, неуна
Глаголы: вердыштны, вошны, гижны, идравны, кельдыны, корны, кӧмасьны, мойдны, нуръясьыштны, ӧбедайтны, пасьтӧдны, помасьны, удзӧдны, усьны, уявны, шогсьыны, юны.
Упр. 6. Придумайте предложения с данными парами глаголов. При глаголах с суффиксами на -л (ал/-ав, -лы, -ывлы), обозначающими многократность действия или совершение действия в течение непродолжительного времени, употребите наречия (они даны), указывающие на эти значения.
Гӧтӧвитны — гӧтӧвитлыны, кывны — кывлыны, пӧжасьны — пӧжасьлыны, пражитны — пражитлыны, сёйны — сёйлывлыны, чӧсмасьны — чӧсмасьлыны.
Наречия:
коркӧясӧ
корсюрӧ,
мукӧддырйи — иногда, кое-когда
недыр кежлӧ — ненадолго
некымынысь — несколько раз
унаысь — много раз
кыкысь — дважды
ӧтчыд — один раз, однажды
Образец. Петіс керкаысь.
Петаліс керкаысь недыр кежлӧ.
Упр. 7. Прочитайте сложноподчиненные предложения и переведите на русский язык Определите отношения между частями сложных предложений (временные, причинноследственные). Замените подчинительный союз да синонимичными союзами.
Образец. Бӧр локтӧмыс лои кузь да, неуна кынмышті.
Сы вӧсна мый бӧр локтӧмыс лои кузь, неуна кынмышті.
Асывнас гортысь петім да, пемыд на вӧлі.
Кор асывнас гортысь петім, пемыд на вӧлі.
1. Гожӧмыс локтас да, ставыс кутас дзоридзавны.
2. Луныс шондіа да, гажа
3. Зэрмас да, пыра гортӧ.
4. Зэрмис да, пыра гортӧ.
5. Гожӧмыс мунас да, ар лоӧ.
6. Гӧстьясӧс виччыся да, ёна пӧжаси.
7. Тулысыс воас да, лэбачьяс бӧр локтасны.
Упр. 8. Ответьте на вопросы по диалогу.
1. Мыйла Лиза эз лок гӧститны?
2. Мый вӧчӧма Лиза субӧтаӧ?
3. Кор колӧ вӧлі Лизалы мунны гӧститны?
4. Мый лои Лизакӧд вӧрын?
5. Кыдзи Лиза асьсӧ чувствуйтӧ ӧні?
6. Дыр-ӧ виччысисны Лизаӧс?
7. Кутшӧм сёянӧн чӧсмӧдісны гӧстяӧс?
8. Коді пӧжасис?
9. Мый вӧчӧ Валялӧн батьыс пӧжасигӧн?
10. Мыйла Валя эз гӧтӧвит гӧстьяслы пельмень?
11. Кутшӧм сёянӧн чӧсмасьлӧма Лиза?
12. Кутшӧм пӧжас оз тӧд Лиза?
13. Мый йылысь шогсьӧ Лиза?
14. Кор корис Валя Лизаӧс мӧдысь?
15. Кутшӧм сӧвет сетіс Валя Лизалы?
Упр. 9. Прочитайте стихотворение и переведите на русский язык.
А
—
(Г. Юшков)
Слова к стихотворению:
кань — кошка
кутны — поймать
чери — рыба
узьтӧм — бессонница
узьны — спать
вугырмунны — вздремнуть, задремать
садьмыны — проснуться
чӧвтны — бросить, кинуть ~ син — бросить взгляд, взглянуть
исыштны — понюхать
ӧтчыд — однажды, один раз
йӧйтавны [йӧйтал-] — сглупить
шань — здесь: довольно, хватит!
кыйсьыны — охотиться
быд — каждый
шедны — попадаться
ульӧн — в сыром виде