
УРОК 12. Образование существительных (суффиксы -ӧм,-тор, -лун; словосложение типа «бать-мам», «чоя-вока»). Образование сложных словосочетаний с определительным значением. Текст по роману Г. Федорова «Зарница». Стихотворение В. И. Лыткина «С Новым годом».
Упр. 1. Прочитайте текст и переведите на русский язык.
—
(Г. Федоровлӧн «Востым» роман серти.)
Слова к тексту:
лӧсьӧдчыны — готовиться
нимкодясьны — любоваться
вӧр-ва — природа
мичлун — красота
вичко — церковь
сьывсьӧм — служба в церкви
лӧгасьны — обижаться, сердиться
бокӧвӧй — посторонний, чужой
думыштны — замыслить
тешкодь — забавный, смешной (здесь: существительное)
ӧткажитчыны — отказаться
лӧсьыд — хорошо, удобно
веж (веж петіс) — зависть (завидно)
мужик — мужчина
ситеч — ситец
сатин — сатин
туг [тугй-] — кисть, кисточка
сынавны [сынал-] — причесать
выявны [выял-] — намаслить, помаслить
праздник — праздник
кузя — по случаю
сикӧтш — бусы
исерга — серьга, серьги
лента — лента
ӧшлыны — повесить
бабаюр — прическа замужней женщины с повязкой
шӧвк — шелковый
сунис — нитка
бисер — бисер
вышивайтны — вышивать
кокошник — кокошник
сыр [сырй-] — бахрома
дор — край
кыны — ткать, вязать
ас кыӧм — самовязанный
чулки — чулки
кокньыд — лёгкий
бобув [бобул-] — бабочка
кодь — как, подобно, словно
любӧ — любо
востым — зарница, северное сияние
роман — роман
Упр. 2. Ответьте на вопросы.
1. Кытчӧ кӧсйис мунны Куратов праздник лунӧ?
2. Мый сійӧ кӧсйис вӧчны ю дорын?
3. Кутшӧм вӧлі луныс? Кутшӧм вӧлі поводдяыс?
4. Кор Лиза пырис Куратов ордӧ?
5. Кодъяс корисны Куратовӧс гӧститны?
6. Мый вылӧ Куратовлӧн вежыс петіс?
7. Мый кӧсйис тӧдны Куратов?
8. Мый вочавидзис Куратов Лизалы?
Упр. 3. Прочитайте предложения. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
1. Том нывбабаяслӧн вӧлі вышивайтӧм кокошникъяс.
2. Гӧститӧм на ордын лои кузь.
3. Мужичӧй вӧлі выялӧм юрсиа.
4. Керкаысь петӧм мортсӧ ме ог тӧд.
5. Неважӧн петӧм коръяс ичӧтикӧсь.
6. Мый вӧлі менам петӧм бӧрын?
7. Ме аддзылі сылысь локтӧмсӧ.
8. Менам велӧдчӧм эз вӧв кузь.
9. Пӧтӧм мортыд гажа.
10. Вердӧмыс куимысь лои.
Упр. 4. Аналогично уже известным вам существительным с суффиксами -тор и -лун переведите на русский язык данные существительные. Скажите, какие из приведенных существительных были бы уместны в тексте 1-го упражнения.
Выльтор, ӧтитор, унатор, юантор, чӧскыдтор, сёянтор, буртор, лёктор. Мичлун, рамлун, томлун, пӧрысьлун, гажлун, бурлун, лёклун, дышлун, лӧглун, шоглун, шудлун.
Упр. 5. Прочитайте устойчивые выражения, обозначающие проявление чувств человека, и вставьте вместо вопросительных слов соответствующие существительные или местоимения.
Веж
Веж петӧ (мый вылӧ?) — завидно
Веж петкӧдлыны (мыйӧн? кодлысь?) — вызывать зависть
Дыш
Дыш босьтіс (кодӧс?) — лень напала
Дыш вермис (кодӧс?) — лень одолела
Лёк
Лёк петӧ (код вылӧ? мый вылӧ?) — злиться
Лёк кутны (код вылӧ?) — питать злобу
Лӧг
Лӧг петӧ (код вылӧ? мый вылӧ?) — зло берет
Лӧг петкӧдны (мыйӧн?) — вызывать злобу
Лӧг кутны (код вылӧ?) — питать злобу
Шог
Шог босьтіс (кодӧс?) — тоска забрала
Шогӧ усис (мый вӧсна?) — впасть в тоску
Упр. 6. Завершите предложения.
Куратовлӧн вежыс петӧ...........................
Вежӧс петкӧдлӧ...............................
Дышыд босьтіс да,...............................
Сійӧс шог босьтіс...............................
Лӧгтӧ петкӧдлӧ..................................
Шогӧ усис.......................................
Упр. 7. Прочитайте об образовании одного из видов сложных слов в коми языке. Скажите, какие из приведенных сложных слов можно употребить в тексте 1-го упражнения. Образуйте предложения с данными сложными словами.
1. Бать да мам шусьӧны ӧти кывйӧн «бать-мам» либӧ «ай-мам».
2. Бать да ныв шусьӧны ӧти кывйӧн «ая-ныла».
3. Бать да пи шусьӧны ӧти кывйӧн «ая-пиа».
4. Мам да ныв шусьӧны ӧти кывйӧн «эня-ныла».
5. Мам да пи шусьӧны ӧти кывйӧн «эня-пиа».
6. Чой да вок шусьӧны ӧти кывйӧн «чоя-вока».
Упр. 8. Образуйте сложные словосочетания для обозначения предметов одежды, конкретизируя различные признаки: материал, цвет, длину и т. д.
Образец.
Сера чулки → Ас кыӧм сера чулки
Шӧвк сунис → Мича шӧвк сунис
Упр. 9. Найдите на рисунке атрибуты женской одежды, описанной в тексте данного урока.
Упр. 10. Опишите: а) внешний вид мужчин за праздничным столом (по тексту); б) как вы одеты.
Упр. 11. Расскажите о вашем любимом празднике (что это за праздник? когда он бывает? как проходит?)
Упр. 12. Прочитайте стихотворение В. И. Лыткина и переведите на русский язык.
(Илля Вась)
Слова к стихотворению:
тӧв ныр — порыв ветра, буря, ураган
водзӧ — вперед, дальше
шутёвтны — промчаться, пронестись
домавны [домал-] — обуздать, привязать
кутны — держать
мӧдӧдны — послать, отправить
пӧсь — горячий
чолӧм — привет, приветствие
ыстыны — послать, отправить
сины — желать, пожелать
Упр. 13. Напишите поздравления: 1) с Новым годом семье вашего друга; 2) с днем рождения вашей сестре.