
УРОК 9. Образование глаголов (суффиксы -ӧд, -ав / -яв, -т). Образование наречий. Образование существительных (сложением). Текст: «Дыхание весны» по Г. Турьеву. Два стихотворения А. Мишариной.
Упр. 1. Прочитайте текст и переведите на русский язык.
А
(Г. Турьев серти.)
Слова к тексту:
шы — звук
лов шы — дыхание
серти — в сравнении
чайтны — думать
весиг — даже
лунтыр — целый день
петкӧдчыны — показаться
кутны — начать
шонтыны — греть
гӧгӧр — кругом
нимкодясьны — радоваться
казявны [казял-] — заметить
сывны [сыл-] — таять
йинёнь — сосулька
тола — сугроб
сьӧкыд — тяжелый
шор — ручей
локтӧм — приход
позьны (позьӧ) — быть возможным (можно)
лунвыв [лунвыл-] — юг
лэбзьывны [лэбзьыл-] — слетать
лэбач — птица
водз — рано
шызьыны — растревожиться
аслам,
аслад... — мой собственный, твой собственный...
рака — ворона
быдтысьны — воспитывать, растить
войвыв [войвыл-] — север
кушмыны — обнажиться
берег — берег
йи — лёд
кусыньтчыны — прогнуться
тар — тетерев
койт — ток (место токования тетеревов)
вунны — быть забытым, забыться
чукӧртчыны — сосредоточиться, собраться
эрд — поляна
панны — начать
сьыланкыв [сьыланкывй-] — песня
йӧктӧм — танцы
ӧд — ведь
Упр. 2. Перечислите признаки весны (по тексту) по-коми.
Упр. 3. Прочитайте данные слова и глагольные образования от них. Составьте с ними предложения.
I
кӧдзыд — холодный
ыркыд — прохладный
шоныд — теплый
жар — жаркий
кӧдзыд > кӧдздӧдны — холодать, похолодать
ыркыд > ыркавны — стать прохладным
шоныд > шондӧдны — теплеть, потеплеть
жар —
II. Осадки
лым — снег
лымъявны — выпасть (о снеге):
лымъялӧ — падает снег
лым усьӧ — падает снег
зэр — дождь
зэрны — идти (о дожде):
зэрӧ — дождь идет
шер — град
шер мунӧ — град идет
шер усьӧ — град идет
Упр. 4. Употребите данные предложения в формах прошедшего и будущего времени.
Образец. Талун лымъялӧ. Тӧрыт лымъяліс. Аски лымъялас.
Талун лым усьӧ. Тӧрыт лым усис. Аски лоӧ лым.
1. Ӧні зэрӧ.
2. Ӧні шер усьӧ.
3. Ӧні шер мунӧ.
Упр. 5. Образуйте по образцу от названий временных промежутков наречия и послеложные сочетания с послелогом чӧж со значением «в течение какого-то промежутка времени». Определите, чем они отличаются. Обратите внимание на исключения в образовании (они даны) и на чередование в/л в корнях слов.
Названия временных периодов |
...+ -ын, ...+ -нас |
...+ -быд |
...чӧж |
Образец. АР "осень" |
АРЫН "осенью" АРНАС "осенью" |
АРБЫД "в течение всей осени" |
АР ЧӦЖ "в течение всей осени" |
тӧв тулыс гожӧм вой асыв рыт лун во тӧлысь вежон час минута |
... ... ... ... ... ... ... — — — — — |
... ... ... ... ... рытывбыд лунтыр — — — — — |
… … … … … … … … … … … ... |
Упр. 6. Преобразуйте данные предложения, если возможно, по предложенным вариантам.
Образец.
Рытын / Рытнас ме лыддьыси. Рытывбыд лыддьыси. Рыт чӧж лыддьыси.
1. Гожӧмын зэрӧ.
2. Асывнас муна удж вылӧ.
3. Тӧлын ош узьӧ.
4. Асылын шонді абу на ёна вылын.
5. Арнас пиӧй муніс школаӧ.
6. Тӧвнас вӧлі кӧдзыд.
7. Войнас сійӧ висьмис.
Упр. 7. Прочитайте названия частей света. Сопоставьте с русскими названиями с точки зрения словообразования.
лунвыв [лунвыл-] — юг
войвыв [войвыл-] — север
асыввыв [асыввыл-] — восток
рытыввыв [рытыввыл-] — запад
Упр. 8. Вставьте вместо точек соответствующие слова.
1. (Кор?)....................лэбачьяс мунӧны лунвылӧ.
2. Тулыснас лэбачьяс бӧр локтӧны (кытчӧ?).....................
3. Оз став лэбачьяс арнас мунны (кытчӧ?)........
4. Шонді асывнас петӧ (кытысянь?).......................
5. (Кор?)....................шонді пуксьӧ рытыввылӧ.
Упр. 9. Прочитайте стихотворение «Гожӧм» А. Мишариной и переведите на русский язык.
Гожӧм
Слова к стихотворению:
ӧшкамӧшка — радуга
мегыр — дуга
тыдавны [тыдал-] — виднеться
мӧс [мӧск-] — корова
лос [лоск-] — сырая кочковатая низина
уявны [уял-] — плавать
гаж — веселье
вашкӧдны — шептать
Дополнительная лексика
быдмӧг — растение
вежӧдны — зеленеть
град выв пуктас — овощи
дзоридзавны [дзоридзал-] — цвести
кисьмыны — зреть, поспевать
турун — трава
пуксьыны — сесть, наступить
пуксьывлыны — садиться; наступать неоднократно
ӧтмоза — одинаково
кыссьыны — длиться
вежсьӧм — изменение
вежсьыны — изменяться / измениться
сынӧд — воздух
поводдя — погода
Упр. 10. Прочитайте данные предложения и скажите, какие из приведенных признаков лета не встречаются в стихотворении А. Мишариной «Гожӧм».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Ю
9.
10.
11.
12.
13. Ю
14.
15.
16.
Упр. 11. Опишите на коми языке лето, используя данные вопросы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Упр. 12. Прочитайте стихотворение А. Мишариной об осени, переведите на русский язык. Перечислите на коми языке приметы осени, описанные поэтессой.
Слова к стихотворению:
парк — парк
зарни — золото
ворсны — играть
сетчыны — поддаваться / поддаться
чӧла — тихо
рамлун — покорность
сотны — обжигать / обжечь
Дополнительная лексика
гӧрдӧдны — краснеть
идравны [идрал-] (град выв пуктас) — убирать / убрать (овощи)
кельдыны — блекнуть
нярзьыны — вянуть / завянуть, увянуть
Упр. 13. Составьте рассказ об осени, опираясь на данные вопросы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.